Автор напоминает, что эти два поистине поэтические произведения созданы в одну эпоху. При этом «Гамлета» комментируют чаще «Дон Кихота», в последнем видят лишь шута. Однако оба героя – яркие человеческие типы со своими идеалами. Кто-то живет для себя, кто-то во имя истины. Жизнь Дон Кихота – служение добру, идеалу. Он оказывается в смешных ситуациях, однако остается верен своей идее, моральным ценностям. А во 2 части чудак и безумец и вовсе становится мудрецом.
Гамлета можно назвать эгоистом, он зациклен на себе, и ни во что не верит. При этом может и презирать себя, и страдать. Дон Кихот смешон – и этим симпатичен. Гамлет привлекателен, но эгоиста не любят, ведь и он не любит никого. Первый нищий, но именно он готов «вооружаться и бороться» в жизни. Гамлет аристократ. Но Дон Кихот – джентльмен больше, чем Гамлет.
Человек из толпы, прагматик рядом с Гамлетом – Полоний. Санчо Панса – из народа рядом с Дон Кихотом. Он смеется над Дон Кихотом, но предан ему, следует за его идеей. Любовь к Дульсинее у Дон Кихота идеальная, любви к Офелии у Гамлета и вовсе нет. В Гамлете черты Мефистофеля. Он скептик. То есть, он мыслящая личность, которая остается бездеятельной. А чудак Дон Кихот действует. Однако это не значит, что гамлеты в жизни «не нужны». И эгоизм, и жертвенность – части закона жизни.
В «Гамлете» много рефлексии, анализа, мрачности, в «Дон Кихоте» – света, веселья. Шекспир, трагик, гигант, Сервантес с любовью делится своими героями, его чувства всем понятны. Гамлет критикует все, Дон Кихот, хотя и ценит свободу, но также чтит и закон, религию, власть.
Дон Кихота вовсе не все время бьют. Во 2 части – только раз, когда стадо свиней (грубый мир) топчет героя, идеалиста. Он никогда не теряет надежды. Тогда как Гамлет часто в отчаянии. Впрочем, и у него есть искренний ученик – Гораций. Дон Кихот ищет и находит, у него есть воля, Гамлет может разработать, у него есть мысль, интеллект. Это типы, которые не встретишь в людях в чистом виде.
Смерть героев трогательна, но по-разному. Он смягчается, требует, чтобы Гораций жил. Но его смерть не обращена в будущее. Смерть Дон Кихота раскрывает его значение. Это Алонзо Добрый, который любил и делал добрые дела.
Читательский дневник по статье «Гамлет и Дон-Кихот» Тургенева
Сюжет
Автор считает, что Гамлет – эгоист, мыслитель, скептик. Дон Кихот – не только чудак, но и мудрец, идеалист, джентльмен, который готов действовать. Первый никого не любит, второй любит Прекрасную Даму, свои идеалы. Гамлет «бесполезен» для жизни, что видит прагматик Полоний. А вот у Дон Кихота есть воля, чтобы вести за собой, как Санчо Пансу. Шекспир великий трагик, его герой – наследник мрачного Средневековья, Сервантес человечнее, его роман светлый, веселый. Смерть делает Гамлета мягче, он просит Горация жить дальше. Однако в его смерти нет образа будущего. Дон Кихот умирает как Алонзо Добрый, образ деятельного добра и любви.
Отзыв
Статья Тургенева описывает крайние типы человека на примере Гамлета и Дон Кихота, один образ трагический, второй – комический. Но последний явно лучше в нравственном отношении, зато Гамлет превосходит его интеллектом. Все люди важны, кто мыслит, кто действует. Образ Дон Кихота более человечный, и дарит надежду на лучшее. Статья учит не поддаваться первому впечатлению, судить человека по его поступкам, быть деятельным, энтузиастом, верным ценностям, любить, дружить, быть целеустремленным.