Главы I-VII
В одном из домов губернского города О. живет семья: Марья Дмитриевна Калитина, приятная внешне вдова лет пятидесяти, ее дочки Лиза и Лена (есть еще и сын, но он учится в Петербурге), и 70-летняя Марфа Тимофеевна Пестова, тетка Калитиной по отцу. Марья Дмитриевна нрав имела любезный, хотя в кругу близких могла и покапризничать, а вот старая Пестова была остра на язык.
О возвращении из Берлина Федора Ивановича Лаврецкого, богатого помещика, в семействе узнают от статского советника Сергея Петровича Гедеоновского. Между прочим, этот помещик – человек не чужой, а внучатый племянник Калитиной. Сейчас ему 35 лет и у всех на устах история его разрушенной женой-изменницей семейной жизни. Впрочем, как уверил Гедеоновский, внешне эти потрясения на нем мало сказались: Лаврецкий краснощек и широк в плечах.
Между тем, в этот дом, где живет высокая серьезная 19-летняя брюнетка Лиза, наведывается ее возможный жених – Владимир Николаевич Паншин. Он молод, хорош собой, служит чиновником и балуется сочинительством. В этот город он попал по служебной надобности. На правах доброго друга он исполняет у Калитиных свеженаписанный романс. Все в восторге, кроме старого Христофора Лемма, даровитого учителя музыки девушек. В молодости он был заядлый путешественник, сам писал музыку. Однажды принял управление оркестром одного барина из России, да так и остался в стране навсегда. Теперь его хлеб – уроки. Живет он один, в помощницах у него старенькая кухарка.
Лиза провожает учителя после урока и первой встречает нового гостя – Федора Лаврецкого, человека с чисто русским лицом, крепкого сложения, голубоглазого и белокурого. Девушка его сразу не узнала, в последний раз они виделись, когда она была ребенком. В доме все ему рады. Калитина лишь недоумевает, отчего он решил жить не в Лавриках, отличном имении, а какой-то деревушке. Лаврецкий не стал объяснять, что имение в его памяти накрепко связано с началом семейной жизни. Особенно тепло принимает гостя строптивая Марфа Тимофеевна.
Улучив минутку, уже прощаясь, Паншин объясняется с Лизой. Она не дает ответа, но слушает вполне благосклонно.
Главы VIII-XI
Лаврецкий был законным сыном дворянина и крепостной дворовой девушки, умницы и скромницы Маланьи. Лишенный наследства, Иван Лаврецкий оставил жену и ребенка на попечении как раз семьи Марфы Тимофеевны. Сам же подался в Петербург, а после в Европу дипломатом. Воспитанием мальчика занималась тетка Глафира, женщина с крутым характером. Через 12 лет Иван вернулся домой. Маланьи уже не было в живых. Он взялся воспитывать сына по-спартански: вставал тот чуть свет, занимался гимнастикой, ел простую пищу, изучал науки. Когда Федору было 23 года, отец умер.
Главы XII-XVI
Лаврецкий стал студентом московского университета, увлекся математикой и физикой. «Он не умел сходиться с людьми», и робел в кругу девушек. Отдушиной было общение со студентом Михалевичем. Он способствовал знакомству Лаврецкого с будущей женой – Варварой Павловной Коробьиной, девушкой из семьи генерал-майора, замешанного, впрочем, в растрате казенных средств. Лаврецкий впервые увидел ее в театре – и был очарован. Уже через полгода они обвенчались.
Управление Лавриками из рук тетки Глафиры перешло к отцу Варвары Павловны. Впрочем, они куда больше времени проводили в столице, где молодая жена блистала на вечерах и балах. Их первенец безвременно скончался – и пара по совету докторов отдыхала на водах, а после отправилась в веселый Париж, где Лаврецкий прочел любовную записку и так узнал о предательстве жены. Вначале он, памятуя о жестоком нраве своих прадедов, хотел убить изменницу. Потом одумался, выделил Варваре Павловне средства на жизнь, выпроводил из имения ее отца и отбыл в Италию. Из светских новостей в газетах он узнал о рождении у Варвары Павловны дочки Ады. Минуло несколько лет – и он решил вернуться в Россию.
Главы XVII-XXI
Марфа Тимофеевна сообщает Федору, что Паншин имеет виды на Лизу. Саму девушку, искреннюю христианку, как-то раз он просит помолиться и за него. Наконец, приходит пора наведаться в свое Васильевское. После кончины тетки Глафиры там царит запустение. Лаврецкий приводит дом в порядок и живет там почти отшельником. Впрочем, как любитель классической музыки, он подружился со старым Леммом.
Главы XXII-XXVIII
Лаврецкий зовет Лемма в гости, вдохновляет его писать оперу (тот разводит руками – поздно), или хотя бы кантату в честь венчания Лизаветы Михайловны с камер-юнкером Паншиным. Однако Лемм досадует, что прекрасная девушка достанется пустозвону Паншину.
Зазывает Лаврецкий в гости и Калитиных. При встрече девушка касается болезненной для него темы жены, убежденно говорит, что Лаврецкий должен простить ее, не разрушать узы, освященные в церкви. Такой взгляд на мир и людей возник у нее под влиянием благочестивой няни.
Неожиданно к Лаврецкому наведывается студенческий друг Михалевич. Чувствуется, что в жизни он не преуспел, зато по-прежнему любил поспорить на отвлеченные темы. У них заходит речь о вере. Друг считает, что любовь чистого сердца способна преобразить жизнь Лаврецкого.
Наконец, вдова с дочерьми прибывает в Васильевское.
Лемм действительно исполняет что-то собственного сочинения, правда, не очень удачное. Затевается и рыбалка. Федор сближается с Лизой, испытывает потребность открыть ей свою душу. Уже в сумерках они расстаются настоящими друзьями.
Вечером в одной газете он видит некролог, посвященный памяти умершей Варвары Павловны, его жены. Лаврецкому не терпится сообщить новость Лизе. Вместе с Леммом он едет к Калитиным и передает заметку девушке.
Главы XXIX-XXXII
Федор спешит в дом Калитиных: теперь он свободен и может сделать предложение Лизе. Она же спрашивает, какие чувства охватили его при известии о смерти жены, простил ли он. И тут же сообщает, что Паншин просил ее выйти за него. Она готова выполнить волю матери и дать согласие на брак. Лаврецкий упрашивает ее не спешить с ответом, не идти замуж лишь из чувства долга. Лиза просит у Паншина время подумать над ответом. Лаврецкий и сам в смятении: вновь в его сердце любовь, да и неизвестно, насколько точна информация о жене в газете.
Главы XXXIII-XXXVII
Вечером в доме Калитиных Паншин, типичный западник, разглагольствует о преимуществе Европы над отсталой земледельческой Россией. Лаврецкий и Лиза удачно возражают ему. Оба понимают, что их взгляды на жизнь схожи. Лаврецкому остается только уверовать в Бога.
Ночью Лаврецкий зовет девушку в сад и признается в своих чувствах. В ту же ночь он слышит прекрасную музыку. Оказывается, ее автор – старый Лемм. Тот растроган и счастлив: «Это я сделал, ибо я великий музыкант».
На другой день Лаврецкий лишь к вечеру попадает домой – и сразу же видит Варвару Павловну с вещами. Информация о ее смерти была ложной. Она приехала мириться, привезла дочку. В смятении он запиской сообщает обо всем Лизе. Жена вновь затевает тяжелый разговор о совместном будущем. Варвара Павловна времени даром не теряет и спешит за поддержкой к Калитиным, к которым зачастил ее муж.
Главы XXXVIII-XL
Вышло так, что Варвара Павловна уже была в городе, когда Лиза отказала Паншину. Марфе Тимофеевне она признается, что любит Лаврецкого, и что он теперь вдовец.
Приезд к ним в дом Варвары Павловны стал для девушки ударом. Она считает это карой за «преступные надежды». Марфа Тимофеевна, понаблюдав за Варварой Павловной, жалеет Лизу и Федора. Марья Дмитриевна, напротив, сочувствует парижской моднице, берется ей помочь.
За ужином Варвара Павловна самозабвенно исполняет романсы вместе с Паншиным. Тот совершенно покорен.
Главы XLI-XLV
Счастье ускользнуло из рук Лаврецкого. Но он хочет еще раз увидеться с Лизой. Он пробирается к ней тайком, с помощью Марфы Тимофеевны. Девушка умоляет его о примирении с супругой ради ребенка. Федор просит у Лизы платочек на память обо всем, что было и не сбылось. Внезапно лакей зовет Лаврецкого к Марье Дмитриевне. Там разыгрывается сцена примирения. Марья Дмитриевна мечтает соединить супругов. Лаврецкий соглашается принять жену с ребенком в Лаврики и запрещает ей оттуда отлучаться. Едва он уехал в Москву, как к Варваре Павловне в гости явился Паншин.
Лиза принимает решение порвать с миром и уйти в монастырь. Она не слушает возражения родных. Между тем, Варвара Павловна, обзаведясь деньгами, перебирается в столицу. За ней тенью следует влюбленный Паншин.
Через год Лаврецкий узнал, что Лиза приняла монашеский постриг в одном далеком монастыре.
Эпилог
Годы шли, Паншин сделал карьеру, но остался холостяком. Сама Варвара Павловна вернулась в Париж, обзавелась новым поклонником, увлеклась театром.
Лаврецкий стал крепким хозяйственником, облегчил участь своих крестьян. Однажды он навестил дом Калитиных. Марьи Дмитриевны и Марфы Тимофеевны уже не было в живых, как и старого Лемма. Дом был наполнен молодежью: здесь была и похорошевшая Леночка, собиравшаяся замуж, и ее брат с женой.
Лаврецкий грустит о своей промелькнувшей жизни, упущенном счастье, бродит по саду, вспоминает. Ушел он тихо – никто и не заметил. Наконец, побывал он и в монастыре, где уединилась Лиза. Она прошла мимо него в храме, будто не узнавая – лишь ресницы приметно дрогнули, да руки судорожнее сжали четки. Ни слова не было сказано между ними. «Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… на них можно только указать – и пройти мимо».
Читательский дневник по роману «Дворянское гнездо» Тургенева
Сюжет
Вначале помещик Федор Лаврецкий жил в Европе с женой, потом, после ее измены – один. На Родине он избирает местожительством дом в Васильевском. В городе он идет к Калитиным, своей родне. Вдова Марья Дмитриевна и ее старая тетка Марфа Тимофеевна ему рады. Он знакомится с дочками вдовы – Лизой и Леной. Старшая производит на него неизгладимое впечатление глубиной своей натуры и чистотой чувств. Начинается общение, приходит новость о том, что жена Варвара Павловна скончалась в Париже. Кажется, что счастью Федора и Лизы ничто не может помешать. Но новость оказывается ошибочной – жена жива, и вместе с дочкой приехала к мужу. Марья Дмитриевна и сама Лиза желают примирения семьи. Лаврецкий отвозит жену в имение, но жить с ней не хочет. Она находит утешение в связи с Паншиным, бывшим женихом Лизы. А после и вовсе укатывает в Париж. Лаврецкий одинок. Спустя время он заглядывает в дом Калитиных – старых хозяек уже нет. Находит он и Лизу, ставшую монахиней в дальнем монастыре. Та делает вид, что не узнает его, хотя ее руки дрожат.
Отзыв
Картины дворянской жизни, уклада, быта. Тема разрушения, обветшания родовых гнезд, утраты семейных связей. Спор о путях России. Тема любви чистой и порочной, невозможности личного счастья (развод в ту эпоху был трудным делом), веры и безверия. Образ честного человека, попавшего в паутину лжи.