Митрополит Иларион славит Христа, Благодать которого пришла на смену Закону иудеев. Теперь спасенные христианские народы через Крещение входят в Жизнь Вечную. Закон как рабыня Агарь, родившая от Авраама. Благодать же – как дитя Авраама от жены Сарры. Христианская Церковь много потерпела от иудеев, зато разошлась по всему миру.
Иларион излагает по Евангелию жизнь Иисуса Христа, богочеловека, от рождения до распятия и воскресения. Свой народ отверг Спасителя, а бывшие язычники приняли. У каждой страны был свой апостол, учитель православной веры. В славной Русской земле таким человеком был князь Владимир. Благородный и мужественный, он покорил себе соседние народы. И Бог склонил его сердце к истинной вере. Услышал о ней князь от боголюбивых греков. Крестился сам, и крестил Русь. «Крест города освящал», воздвигались церкви на месте капищ. Епископы, священники и монахи стали служить Богу. Смог князь, в крещении Василий, просветить всю землю русскую, как когда-то Константин Великий «царство эллинов и римлян». А Константинополь, «Новый Иерусалим», стал для Киева образцом для подражания.
Иларион славит князя Владимира, просветителя и благодетеля бедных, защитника вдов и сирот. Достойным христианином вырос и его сын Ярослав (в крещении Георгий), воздвигший храм Премудрости Божией (Софии Киевской). Пусть по молитвам благочестивого отца князь Георгий приведет вверенный ему народ русский ко спасению, и получит от Бога по своим трудам «венец славы нетленной».
Читательский дневник «Слово о Законе и Благодати» Илариона
Сюжет
Благодать и Спасение пришли в мир через Иисуса Христа. Так Ветхий Завет сменился Новым Заветом, ведущим в Жизнь Вечную множество христианских народов, среди которых и русский. Крестителем Руси стал князь Владимир (в крещении Василий). Для русского народа он стал как Константин Великий для греков и римлян, а Киев – как Константинополь («Новый Иерусалим»). Теперь Ярослав (в крещении Георгий), сын князя Владимира, воздвигший храм Премудрости Божией (Софии Киевской) ведет к Богу русскую землю.
Отзыв
В своем «Слове» митрополит Иларион излагает основы православной веры, превосходство Благодати (Нового Завета) над Законом (Ветхим Заветом), славит князя Владимира за крещение Руси, сплотившее народ, предвидит торжество и славу христианской земли Русской при князе Георгии. Слово учит знать и любить свою веру, Родину, народ, историю, чтить святыни, трудиться сообща на благо страны, помогать бедным и нуждающимся, жить по совести, по-христиански.