Одноактный балет-драма («потешные сцены») в 4 картинах. Главные герои: Петрушка, Балерина, Арап, Фокусник.
Картина 1. «Гулянье на Масленицу в Петербурге»
Место событий – Царицын луг. Хмельная толпа. Под барабан открывается балаган (театрик) Фокусника. Он дует в волшебную флейту, оживляя тряпичных кукол: Арапа, Петрушку, Балерину. Они пляшут «русскую». Печальный Петрушка влюблен в хорошенькую, но бездушную Балерину. А она кокетничает с грубым Арапом. Петрушка лупит соперника палкой.
Картина 2. «Комната Петрушки»
Каморка, куда Фокусник пинком забрасывает Петрушку. На стене – портрет Фокусника. Петрушка – забитый, несчастливый, одинокий, испуганный. К нему вбегает Балерина. Он рад, и бросается навстречу. Но ей это не нравится – она уходит. С горя он ударом пробивает стену. Там шумит ярмарка.
Картина 3. «Комната Арапа»
Арап, улегшись на диванчике, подбрасывает ногами кокос. И думает, что в орехе живет дух. В комнату влетает Балерина. Арап тянется обнять ее. К ним с криком врывается Петрушка. Арап гонит его. Балерине нравится его сила.
Картина 4. «Ярмарочная площадь»
Среди ряженых на гулянье – Черт с Козой. Петрушка выскакивает из балагана, следом – Арап. На глазах у всех Арап рубит Петрушку саблей по голове. Тот мертв. Люди зовут Будочника (полицейского). Фокусник показывает всем, что Петрушка – кукла из опилок. Звякает бубен. И с крыши балагана кто-то душераздирающе кричит. Это бессмертная душа Петрушки! В свете луны его тень грозит кулаком своим обидчикам.
Читательский дневник по балету «Петрушка» Стравинского
Сюжет
Масленичные гулянья в Петербурге. В балагане Фокусника под флейту оживают куклы. Петрушка, Арап и Балерина пляшут «русскую». Красотке Балерине нравится грубиян Арап. Несчастный Петрушка лезет в драку. Сначала его избивает Фокусник, потом при людях убивает Арап. Фокусник объясняет всем, что Петрушка – только кукла. Ночью дух Петрушки кричит с крыши, грозя кулаком тем, кто мучил его при жизни.
Отзыв
Тема «маленького человека», как у Гоголя и Пушкина. Петрушка в балете не просто шут и забияка, он – страдающая душа, больше человек, чем кукла. Он искал счастья, но не нашел. И был убит ни за что на глазах у толпы. Трагедию Петрушки выразил первый исполнитель роли – Нижинский. Не только через танец, а пластику, жест, мимику. Балет похож на жизнь, а не сказку, и музыка с танцем далеки от классики и красивостей.
Музыка на основе фольклора, но не под старину. Ее мелодика, гармония и ритм новаторские, современные. Такова и хореография балета. Сюжет в нем не главное. Учит любви к родной культуре, национальному колориту, умению видеть в искусстве балета психологию героев, реализм. Учит судить по делам, сердцу, а не внешности, быть неравнодушным, жалеть тех, кому тяжело и одиноко.