Историю предваряют три вступления. В «Посвящении» автор оглядывается на прошедшие годы. Их спутниками были и герои трагедии, и верные друзья, ее первые слушатели. С кем-то из друзей его развела жизнь, кого-то отняла смерть. В «Театральном вступлении» Директор театра, Актер и Поэт спорят о предназначении искусства. Первые два стоят на том, что искусство должно развлекать, и годится больше для досуга молодых, впечатлительных людей. Поэт с ними не согласен. Искусство для него священно, и создается не для скучающей толпы. Директор требует довести зрителя до экстаза, низвергнуть его «с небес сквозь землю в ад».
«Пролог на небе» открывает хор ангелов, славящих дела Господа. Является на небо и Мефистофель, дух отрицания, черт, клеветник. Люди для него – букашки с «искрой разума». Бог предлагает ему испытать своего верного раба Фауста, доктора. Это человек со стремлением к добру, и вырвется из любого тупика, в который его загонит Мефистофель. Черт принимает вызов.
На земле пасхальная ночь и Генрих Фауст, о котором был заключен спор на небе, проводит ее без сна. Он чувствует себя обманутым: много лет он отдал изучению наук (медицине, юриспруденции, философии и богословию), стал уважаемым человеком, но «был и остался дураком». Тайны мироздания ускользнули от него. Тогда Фауст занялся магией, алхимией. Он вызывает духа и хочет беседовать с ним на равных, как существо, созданное по образу Бога. Но ему страшно и он чувствует себя жалким. Приход ученика Вагнера развеивает чары. Фауст досадует на его энтузиазм: «ключ мудрости» отнюдь не в книгах. Ответы надо искать у жизни и в собственной душе. Выпроводив ученика, он с тоской обводит взглядом ряды книг и склянок. Фауст выносит себе приговор: «я червь слепой», и жизнь «проходит в прахе». В отчаянии он подносит к губам склянку с ядом, но пасхальный колокольный звон меняет направление его мыслей. Он вспомнил свою детскую веру. Теперь ее в нем нет, но Фауст выбирает жизнь.
Вместе с Вагнером Фауст идет в гущу народного гулянья. Там «деревенский люд» благодарит своего доктора за помощь в борьбе с чумой. Доктор хмурится: тогда, вместе с отцом, они лечили и алхимическими снадобьями, сведшими в могилу немало народа. Фауст признается, что в нем живут две души. Одна любит все земное, другая стремится к неведомому, прочь из этого мира. Фауст обрывает свою речь, завидев бегущего к ним черного пуделя. Забавного пса доктор вводит в дом, а сам садится за перевод Евангелия на немецкий язык. В строке «В начале было Слово» он меняет «Слово» на «дело». Пес воет и вдруг разрастается до неимоверных размеров. А после Мефистофель из собаки оборачивается студентом. Он представляется как «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». С презрением отзывается он о людях, их коротком веке и уме, и обещает Фаусту открыть немало тайн.
В другой раз разодетый черт зовет Фауста предаться развлеченьям. Но Фауст знает, что у всякой сделки есть цена. Они скрепляют уговор кровью: если Фауст будет захвачен земным наслаждением настолько, что потребует остановить прекрасное мгновенье, то отдаст Мефистофелю свою душу. Они отправляются странствовать по свету, заглядывают первым делом в кабак к пирующим студентам. Затем Фауст из рук ведьмы принимает зелье для возврата молодости и жара в крови. На улице он сталкивается с Маргаритой (Гретхен), которой шел в ту пору пятнадцатый год. Она невинна, как дитя, бедна, трудолюбива, живет с матерью, ждет брата из армии. Дьявол обещает свести их. Он дважды подбрасывает ей шкатулку с драгоценностями. Первую девушка относит по просьбе матери в дар церкви, вторую по наущению соседки Марты оставляет себе. Через Марту они и сводят знакомство с Маргаритой. Все четверо идут на прогулку в сад. Фауст и Гретхен охвачены взаимным чувством. Примерная христианка, она говорит о вере с любимым. И признается, что Мефистофель ей «гадок».
Фауст обещает прийти ночью. Чтобы не услыхала влюбленных мать, он дает девушке флакон со снотворным. Их встречи продолжаются, по городу идут сплетни. В эту пору с военной службы возвращается ее брат Валентин. Ночью он подкарауливает соблазнителя сестры и Мефистофеля. Завязывается драка. Мефистофель подначил Фауста заколоть брата-мстителя. На смертном одре Валентин во всем винит непутевую сестру. На церковной службе падший дух ввергает ее в отчаяние: она не будет Богом прощена. Ведь на ее совести не только смерть брата, но и матери (после снотворного она однажды не проснулась), а впереди позор, рождение ребенка вне брака.
Мефистофель с Фаустом бегут из города, пока их не привлекли за убийство. В Вальпургиеву ночь падший дух влечет Фауста на шабаш ведьм, на гору Броккен. Фауст предается веселью и танцам. Неожиданно ему является тень несчастной возлюбленной: в колодках на ногах и с багровым рубцом на шее. Он требует у черта объяснений. Оказывается, бедная, покинутая Гретхен в тюрьме. За то, что утопила их общего ребенка в пруду. Они стремглав несутся в город. Засовы падают – но Гретхен не узнает своего «желанного», своего спасителя. От горя разум ее помутился. Наконец, она приходит в себя и бросается к любимому. Но бежать отказывается – слишком велики ее преступления, да и какая радость ее теперь ждет в жизни. Гретхен решила покориться «Божьему суду», справедливому возмездию. Еще решительней она протестует напору Фауста, когда видит зловещего Мефистофеля за его спиной. Падший дух пророчит, что душа этой грешницы «осуждена на муки!» Но голос с небес возражает: «Спасена!»
Вторая часть трагедии разыгрывается в императорском дворце. Мефистофель устраивается придворным шутом и живо поправляет финансовые проблемы государства. Он предлагает продавать народу ценные бумаги под залог золота. Якобы в земле его несметное количество. И когда-нибудь оно будет добыто. Пусть люди скупают бесполезные бумажки в ожидании будущего куша. Так и наполнится казна. Между тем, император желает новой диковины – вызвать с помощью заезжих чародеев духов Елены Прекрасной и Париса. За ними в ад Мефистофель посылает Фауста с волшебным ключом. Наконец, представленье начинается. Женская часть публики критикует внешность Елены, мужская – восхищается. Пленен, и видит в ней идеал и Фауст: «Узнав ее, нельзя с ней разлучиться». Он пытается удержать тень красавицы – и, после взрыва, духи обращаются в пар.
Фауст вновь в своем когда-то покинутом жилище, и не хочет никого видеть. Там его ученик Вагнер с успехом создает гомункула, искусственного человечка. Гомункул сопровождает Фауста и Мефистофеля на очередной шабаш. Оттуда Мефистофель идет с ним на поиски Елены, к местам обитания языческих героев и фантастических существ. Между тем, царь Менелай отправляет свою жену Елену как заложницу и жертву во дворец врагам. Оттуда ей удается бежать – она попадает в замок, где остановился Фауст. У влюбленной пары рождается сын Эвфорион, отмеченный печатью гения. Он с детства стремится в небо, в «битвы разгар», в гущу событий. Однажды юноша «бросается в воздух». Полет его продолжается недолго – он разбивается у ног безутешных родителей. Елена отправляется в царство теней вместе с сыном.
Обутый в семимильные сапоги, Мефистофель живо возвращает Фауста в родную эпоху. Фауст жаждет «дела», принести пользу людям. Он решил построить плотину на почве, непригодной к возделыванию из-за морских приливов. Чтобы «у пучины кусок земли отвоевать». У Мефистофеля есть план: земля принадлежит тому самому императору, против которого теперь бунт из-за ценных бумаг и золота. Если ему помочь – он уступит берег Фаусту. После победы так и выходит. Однако возведению плотины мешает еще один пустяк, хижина старой любящей пары, Филемона и Бавкиды. Они не хотят ее покидать. Фауст теряет терпение и просит Мефистофеля о помощи. Тот понимает это по-своему: убивает гостя скромной хижины. Старики умирают от потрясения, а сам домик сгорает.
Фауста постигает несчастье: он слепнет. Но слышит стук лопат и думает, что за плотину все-таки взялись. Однако это призраки-лемуры по приказу Мефистофеля роют могилу для злополучного Фауста. А слепец мечтает о свободных людях, которые, «трудясь и борясь», будут жить на этой земле. Это прекрасное мгновение он хотел бы увидеть, и именно его – остановить. С этими словами Фауст падает замертво. За душой Фауста приходят ангелы. Мефистофель обманулся в своих расчетах, и проиграл спор. В ином мире Фауста ждет Гретхен.
Читательский дневник по трагедии «Фауст» Гёте
Сюжет
На небо к Богу является обвинитель людского рода, «дух отрицанья», Мефистофель. Бог для испытанья предлагает ему доктора Фауста. Сам же Фауст в ночь Пасхи хочет принять яд. Он разочаровался и в науках, и в магии. Тайны мира закрыты для него. Но праздник воскрешает в нем надежду. Тут-то и является к нему черт, сперва под видом черного пуделя. Сделка проста: в обмен на земные удовольствия – душа доктора. Как только тот попросит остановить сладкое мгновенье – тогда и станет рабом падшего духа.
Фауст пылает страстью к юной бедной Маргарите (Гретхен). Он добивается ее взаимности. А дальше – череда несчастий: умирает от снотворного из ее рук мать, убит Фаустом ее брат. После чего сам Фауст бежит из города, а Гретхен, родив ребенка, топит его в пруду. Ее ждет казнь. Об этом Фауст узнает от Мефистофеля на шабаше ведьм. Он спешит ее спасти, но она готова принять над собой суд Бога и людей. Мефистофель считает ее грешницей, но Бог возводит ее душу в рай.
Оба героя – во дворце императора. Казна пуста. Мефистофель знает выход: продать народу «ценные бумаги» под несуществующее золото. Тогда же Фауст видит дух Елены Троянской, идеал красоты и гармонии. Он находит ее в иных мирах, у них рождается мальчик. После ранней смерти сына они расходятся. Фауст возвращается к мысли о деятельном добре, желает принести пользу людям. Его делом стала плотина. Но и тут не обходится без крови: Мефистофель губит чету стариков, которые мешали постройке. Ослепший Фауст утешается тем, что работа закипела. Он не знает, что трудятся не над плотиной, а его могилой. Он мечтает о людях, которые будут счастливы здесь жить и трудиться, и что в их счастье есть и его лепта. Именно это мгновенье он хотел бы остановить. С этими словами он умирает. И душа его достается не Мефистофелю, а Богу.
Отзыв
Многогранная история, где античность переплетена со средневековьем, а идеалы Просвещения с романтикой. Фауст – собирательный образ всего ищущего человечества. Поиск смысла жизни и своего места в мире. Противоборство добра и зла, внешней суеты и внутренней духовной жизни. Тема труда, дела как категории нравственности, самосовершенствования. Истина достигается путем исканий, заблуждений и страданий. Любовь как оправдание. Ценность каждой человеческой жизни.