Народный рассказ
Крестьянин Егор Иванов, уроженец деревни Прикобыловки, мужик непьющий и серьезный, с деньгами возвращается домой после пяти лет работы на московской фабрике. Тревожно Егору: все ли в порядке? Как отец с матерью, жена, дети?.. Видит: изба его на месте, и в окошечке огонек светится.
Раздал Егор подарочки (в семье – четыре бабы, включая сестру жены), да за хозяйство принялся. Рубит, пилит, мастерит. Глядит: бабы его в избе сидят нарядные и бездельничают. Что за диво? Оказалось, закон в деревне такой: в пятницу работать грех! Кто придумал закон – не знают. Для Егора воскресный день – Богу, а у них и пятница тоже!
Пошли убытки хозяйству из-за таких пятниц. И прикрикнул тихий Егор на женщин. Они в плач, но за работу. Боятся «москвича». Вся деревня осуждает Егора-безбожника.
В одну пятницу был Егор в Рязани. И пришел в дом Юпла-проходимец, что шатается с балаганами и шарманщиками. А то и сворует что. Все деньги – в кабак. «Какова нажива, такова и прожива». За столом Юпла пугает баб наказанием от святой Прасковьи-Пятницы. А у самого дельце на уме…
И пришла к бабам к ночи Пятница, страшная оборванка. Обвинила, что на них грех. Бабы в страхе. Потребовала Пятница еды и холста на хорошую одежду. Уходя, велела им стоять на молитве до утра. Слышат бабы шум в чулане, да с места не сходят.
Вернулся Егор, а из дома все ценное унесли. Бабам стыдно. По горячим следам изловили Юплу, деньги отобрали. С того дня в деревне отменили безделье по пятницам. Много суеверий в деревнях. Вместо доктора ходят к знахарю, вместо священника – к солдату за советом. Плачут потом, а толку. «Во всем надо слушать людей знающих». Семь раз отмерь – один отрежь!
Читательский дневник по рассказу «Пятница» Успенского
Сюжет
Заработал крестьянин Егор Иванов денег на фабрике в Москве, вернулся в Прикобыловку. А в деревне суеверие: по пятницам работать грех. Но своих баб он отучил бездельничать. Раз узнал Юпла-мошенник, что Егор в отлучке, и пришел пугать его баб под видом святой Пятницы. Приказал молиться, а сам дом обокрал. Вора поймали, бабы устыдились, вся деревня суеверие бросила. Есть и хуже суеверия: лечиться у знахаря, а не врача. А ведь только знающий человек даст дельный совет!
Отзыв
Автор назвал свой рассказ «народным», то есть, из народной жизни. В нем он показывает вред невежества, суеверности, упрямства. Суеверие заразительно. Вся деревня обвиняет Егора в безбожии за несоблюдение выдумки. Но глупцов проучил пройдоха и вор. Автор рассуждает, что много в деревнях невежества более опасного, когда люди теряют здоровье и жизнь, доверяя шарлатанам, а не докторам. Рассказ учит сохранять здравый смысл, не следовать за толпой, отвергать суеверия, прислушиваться к советам знающих людей, думать, а потом делать, жить по совести честным трудом.