Предисловие
Свою повесть о совести, чести, верности и собачьей судьбе автор посвящает детям и взрослым. Он напоминает всем, что жизнь украшают «незаметные», простые люди с чистым, добрым сердцем.
Глава 1. Двое в одной комнате
Иван Иваныч Иванов – вдовец, седой фронтовик, чей сын Коля погиб на войне, спас от выбраковки (и смерти) Бима, щенка шотландских сеттеров. У щенка нетипичный окрас: белое тельце с подпалинами вместо черного. Его не считают породистым. С хозяином они друзья. К 2 годам умный Бим стал отличной охотничьей собакой в лугах и на полях. Он знает команды «нельзя», «назад» и «хорошо».
Глава 2. Весенний лес
Первая охота Бима на птиц в лесу. Хозяин не столько стреляет, сколько любуется весной. Это счастливый день. Хозяин больше не одинок, с ним Бим. Иван Иваныч сравнивает подснежники с добрыми, чуткими людьми.
Глава 3. Первый неприятель Бима
Однажды Бим привел к Ивану Иванычу брошенную хозяевами Лохматку – и тот накормил ее, позвал с собой. Но она осталась ждать прежних хозяев. К Ивану Иванычу пришел председатель домкома Павел Титыч с жалобой на собаку от одной «советской женщины»-скандалистки. Она уверяла, что Бим ее чуть не укусил, хотя Бим просто лизнул ей руку. Председатель убедился, что Бим – собака послушная и ласковая, жалобу порвал.
Глава 4. Желтый лист
Любуясь работой сеттера на охоте, Иван Иваныч на время забывает войну и все беды. Ему даже жаль убивать птиц. Пусть живут и радуются. А еще фронтовика беспокоит болью осколок под сердцем. Он ведет дневник, где описывает свои чувства. Его заботит несправедливое истребление серых ворон. Якобы она вредная птица. Но человек для природы куда вреднее!
Глава 5. На облаве в волчьем яру
Ивана Иваныча как охотника берут перестрелять волков. Едет с ним и Бим. Собака чует разницу между собой и серым хищником: Бим верит людям, в их доброту, а тот нет.
Глава 6. Прощание с другом
Хозяина увезла скорая, потом самолетом в Москву. Собаку он поручил соседке Степановне. Она отправила его «гулять и искать», и Бим побежал искать Ивана Иваныча. Посреди города на него накинулась та самая тетка-жалобщица. Она позвала милиционера. За Бима вступилась Даша. По номерку 24 на ошейнике узнали, кто хозяин.
Глава 7. Поиски продолжаются
Даша прикрепила к ошейнику пластинку с надписью, что собаку зовут Бим, она ждет хозяина. Чуткость Даши еще и от своих бед: ее бросил муж, а сын умер. Поел исхудавший Бим только из рук 12-летнего Толика. Не успели они подружиться, как Бима силком увел противный серый дядька. Он снял с Бима табличку с номерком. Оказывается, он коллекционер собачьих знаков. Он избил Бима, тот впервые укусил человека – и убежал.
Глава 8. Случай на стрелке
Бим погнался за Дашей, уезжавшей в поезде. Обессилел. Его напоила водой железнодорожница Матрена. Потом на путях перевели стрелку – и Биму прищемило лапу. Люди освободили его. Он охромел. Дома Бим заплакал, узнав, что пришло письмо от Ивана Иваныча.
Глава 9. Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима
В школах узнали историю Бима и провели с детьми уроки доброты к животным. Так Толик узнал адрес Бима. А еще потребовал у серого дядьки вернуть табличку. Тот написал заявление об укусе в ветеринарный пункт. И подговорил написать тетку-клеветницу. О том, что Бим опасен, стали писать в газетах. Толик отвел Бима к ветеринару – и тот понял, что собака не бешеная, а хорошая, как и сам Толик.
Глава 10. За деньги
Бим проводит дни с Толиком и Люсей, внучкой Степановны. Его узнал шофер автобуса – и продал деревенскому пастуху Хрисан Андреевичу. Ведь некоторые люди за деньги могут все продать: честь, верность, сердце.
Глава 11. Черноух в деревне
4-летний Бим (теперь Черноух) познакомился с Алешей, добрым сыном пастуха, увидел домашний скот. Его берегли, не выпускали со двора.
Глава 12. На просторе полей. Необычная охота. Побег
Наконец, Биму разрешили пасти овечье стало. Он с успехом справился с этим. От работы Бим повеселел. Мужик Клим выпросил его для охоты. Но охотник из него был плохой, он все делал не по правилам, да еще требовал, чтобы Бим задушил зайца-подранка. Сеттер так не охотится. Клим от досады сильно ударил собаку. Кое-как поднявшись, Бим побрел искать Ивана Иваныча.
Глава 13. Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу
Несчастный добрый Бим лечится корнями трав в лесу. И даже впервые ест пойманную птицу. Окрепнув, он вернулся в город. И напал на след Толика. Мать мальчика велела прогнать собаку, а отец Семен Петрович разрешил оставить. Но только для виду. Он не поленился среди ночи на машине завезти Бима в лес, привязать и оставить. Бим перегрыз веревку. Потом спасся в дупле от волчицы. Как и ворон, люди истребляют волков, а ведь они – санитары леса.
Глава 14. Путь к родной двери. Три уловки
Чуть подкрепившись у строителей и сторожа, Бим пошел домой. А на пути – дом Толика. И опять Семен Петрович пытается изловить собаку. Но Бим скрылся. Спал он не у себя, а в чужом подъезде. «Бывает. Не обижайте такую собаку».
Глава 15. У последней двери. Тайна железного фургона
У родного дома первой его встретила злая тетка. Жила она обеспеченно, сплетни были ее единственным занятием. Она не дала собаке войти. Подъехавшие в автофургоне собаколовы просят тетку увести собаку, раз она принадлежит ей. Но та соглашается, чтобы они увезли Бима. Была поймана и Лохматка. Обе собаки больше ни на что не надеются.
Глава 16. Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела
Толик с той ночи перестал доверять родителям. Он продолжал искать Бима. С той же целью в город приехал Алеша с отцом. Мальчики узнали, что ищут одну и ту же собаку. Пошли на вокзал опрашивать людей. И наткнулись на вернувшегося Ивана Иваныча. Фронтовик сразу поспешил к собаколовам. И нашел своего Бима. Мертвым. Видно было, что Бим царапался и бился в железную дверь до последнего. «И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего». Иван Иваныч положил руку на голову друга. Ребятам он не смог сказать правду. Они расстались с надеждой. Собаколовы, рабочие люди, сочувствовали старику, отпустили Лохматку, помогли отвезти Бима в лес, где Иван Иваныч четырежды выстрелил – по числу прожитых Бимом лет.
Глава 17. Лес вздохнул (вместо послесловия)
И вновь в России весна, пора надежд. Иван Иваныч приобрел породистого щенка сеттера, тоже Бимку. Но старого друга не забыл. Укрепилась его дружба с Алешей (он подарил ему щенка овчарки) и Толиком. Иван Иванович почти молится в этом весеннем храме природы, красоты, чтобы у второго Бима судьба была лучше, чем у первого.
Читательский дневник по повести «Белый Бим Черное ухо» Троепольского
Сюжет
Фронтовик, вдовец, потерявший на войне сына, сам с осколком под сердцем, Иван Иваныч Иванов завел щенка шотландского сеттера Бима. Бим – не породистый, с бракованным окрасом. Но он умный, верный, добрый, отличный охотник на птицу. Его ненавидит только местная тетка, сплетница и скандалистка. Фронтовика надолго забирают в больницу. За Бимом присматривает соседка Степановна. Он начинает искать хозяина по городу. И встречает разных людей. Добрых, как Даша и 12-летний Толик, и злых, как избивший его «серый дядька», снявший с Бима «собачий знак» с номерком. Вор и тетка поднимают шум, что в городе бегает бешеный сеттер.
Собаку продают пастуху Хрисан Андреевичу. Бим помогает ему и его доброму сыну Алеше пасти овец в деревне. Мужик Клим берет его на охоту – и избивает. Пес бежит в город, домой. Но та самая тетка не пускает его в дом. И передает собаколовам. В их фургоне Бим умирает. Вернувшийся Иван Иваныч на вокзале сталкивается с Толиком и Алешей. Они ищут Бима. Он чует, что Бим в беде, идет к собаколовам, видит мертвого друга. Хоронит его в лесу, берет нового щенка, тоже сеттера Бима, и в прекрасном весеннем лесу надеется, что у этого Бима судьба будет счастливой.
Отзыв
Повесть о милосердии и совести, неравнодушии и жестокости. О людях, которые украшают жизнь, как цветы. О людях, которые не умеют и не хотят любить. История о добре и зле, верности, преданности, дружбе, взаимовыручке. Если человек сам перенес горе, он становится добрее, мягче к другим. Детское сердце часто отзывчивей, чем у взрослых. Повесть учит любить, беречь природу, любить людей, искать друзей, правильно воспитывать детей, быть добрым, чутким, сострадательным, честным, благодарным, бескорыстным. Жить по совести, достойно, на пользу не только себе, но и другим.