Содержание:
Второй день светлого праздника Пасхи на каторге. 29-летний рассказчик, тоже каторжник, пытаясь отвлечься от скотской, пьяной обстановки, вспомнил себя 9-летним дворянским мальчиком, в деревенском имении. Тогда он любил природу, запахи леса. Однажды ему послышался крик, что рядом волк. Мальчик кинулся за защитой к 50-летнему крепостному крестьянину Марею, пахавшему неподалеку.
Тот с материнской нежной улыбкой успокоил, перекрестил ребенка, робко коснулся его дрожащих от страха губ. И смотрел вслед, пока мальчик шел к дому. Эта встреча осталась в сердце. Рассказчик иначе, с добром, взглянул на грубых, невежественных каторжников вокруг. В каждом из них может быть тот Марей.
Читательский дневник по рассказу «Мужик Марей» Достоевского
Сюжет
После Пасхи на каторге все пьют и дерутся. У 29-летнего рассказчика-каторжника ненависть к этим мужикам. Вдруг он вспоминает, как в 9 лет он, барчук, решил в деревне, что где-то близко волк. И спрятался за мужика Марея, крепостного крестьянина. Тот, как мать, успокоил ребенка. Рассказчик понимает, что и среди каторжников могут быть такие Мареи.
Отзыв
Рассказ учит человечности, видеть в людях и событиях жизни хорошее, не сдаваться, думать не только о себе, но и о других, судить о людях по поступкам, а не внешности и статусу, быть благодарным, справедливым, терпеливым, чутким.
Анализ рассказа «Мужик Марей»
Пасхальный рассказ. Главный герой не рассказчик, а русский мужик, человек из народа. Росший в рабстве, тяжелом труде, огрубевший, темный, невежественный, но с добротой, смирением и верой в сердце. Вслед за Аксаковым автор уверен, что не только курс наук, а курс добра должен освоить человек. И в народе много «образованных» душой, совестью. И в каторжниках есть понятие о добре. Рассказчику противопоставлен поляк М.-цкий. Тому чужда Россия, и ее «разбойничий» народ. Герой жалеет его, «несчастного». Ведь свет Пасхи для него прошел мимо.