Фазиль Искандер – Чик и Пушкин:
Краткое содержание

В полной тишине Александра Ивановна читает классу «Капитанскую дочку». Старая любимая учительница, к которой Чик так привык, что думал, что она будет в его жизни всегда, вечно. Но всего через год литературе их стал учить директор Акакий Македонович, больше она не войдет в их класс. И это будет так странно, как если бы мама однажды с базара пошла в другой дом, а не к себе. Чик вспомнил, как пришел в школу самым маленьким первоклассником, как громко болтал на уроках. Над ним смеялись, но как он мог обижаться, если была Александра Ивановна и ее любящая улыбка. «Смеяться любя – это еще больше любить».

Когда она читает, кажется, что правда и добро победят в мире. Чику приятно, что все ребята чувствуют также. У Чика в классе есть друг Сева. Спокойный «глазастик» со светло-курчавой головой. Учится Сева хорошо, но в отличники не лезет. Он тонко чувствует смешное, часто раньше Чика. Вот и теперь оба любят верного ворчуна Савельича. Переглядываются, когда о нем идет речь.

У них есть игра: сверлить глазами новичка-жадину, который под партой ест свои завтраки. Сева подметил, как, поругавшись со своей женой в очках, учитель математики изводит у доски Анциферова в очках, как влюбленно грек-учитель говорит о древнегреческом полководце. Как-то, собирая молочай для свиньи, Сева сказал Чику, что их свинья сдружилась с собакой. И собака терпит «подружку», чтобы не обижать.

Чтение учительницы прервал артист Евгений Дмитриевич Левкоев. Он искал талантливых ребят для спектакля по сказке Пушкина. Учительница вызвала Чика. Он с чувством, играя голосом, прочел стихи о матери с сыном на баррикадах. Артист глядел на него как на коллегу. И Чик готов был читать «Парус» Лермонтова, но его попросили сесть.

Левкоев дал Чику роль Балды. А Жору Куркулия из-за акцента не взяли. Побороть свою «деревенскость» он не мог, и стал зрителем репетиций. Параллельно свое репетировали старшеклассники, и там главный герой пел с одной и той же ошибкой: «Я цыганский Байрон, я в цыганку влюблен» (вместо барон). Чик репетирует, но не может «ощутить себя Балдой». Вначале его выручали громогласность чтения и знание текста. Потом и Левкоеву стало ясно, что Чик как актер бездарен. Чик думал, что это не он плохо играет, а Балда нехорош. Обманывает, притесняет чертей своим оброком.

А тут еще Жора со своими грушами и рассказами про чачу (виноградный самогон). Жору вначале взяли на роль задних ног картонной лошади, так он бил копытами. А потом на роль «головы»: так мастерски Жора ржал. Вообще, Жора знал сказку наизусть. Даже Чику подсказывал. Чик понял, что Левкоев любит выпить.

А один раз вот что было. Чик играл с ребятами в футбол и увидел, как к нему бежит Жора. Совсем как противная библиотекарша, чью книгу он потерял. Тогда она нашла Чика на груше. Он отдал ей свою книгу. И перестал к ней ходить. Все равно она заставляла брать ненужные книги. И предчувствие оправдалось. Чик узнал, что его перевели на роль задних ног. А Куркулию сделали Балдой. И тот хорошо играл. А кавказский акцент даже украсил роль.

Теперь толстенький Жора скакал на Чике-лошади. И ладно бы, но как сказать об этом тете? Она на роль Балды сперва обиделась, а что уж говорить про лошадь. В день премьеры на олимпиаде Чик увидел в зрительном зале Александру Ивановну. Но и тетя была здесь. С мужем, подружкой и сумасшедшим дядюшкой Колей. Хоть бы уж пожар начался в театре, что ли. Вот уже старшеклассник спел своего «Байрона» (так и не выучил!).

Безумная мысль выдать тете Жору за себя на сцене Чику даже не приходила. «Уж лучше Чик – униженный, чем Чик – отрекшийся от себя». Наконец, его лошадь вышла на сцену. В зале раздался хохот. Чику это понравилось, он крутил хвостом лошадки. «Успех был огромный». И Левкоев сдернул с ребят картон. Смущенный Чик увидел смеющееся, любящее лицо дорогой Александры Ивановны. «Вот кто Чика никогда не предаст, и Чик ее никогда в жизни не забудет!»

Однажды после последнего урока Сева таинственно кивнул на свою тетрадку. У Чика тоже была такая – к столетию смерти Пушкина. На первой страничке – прощанье Олега с конем и сама «Песнь о вещем Олеге». В завитушках букв Сева прочел «долой его». Кого? Оба взглянули на портрет Сталина с девочкой Мамлакат. «Вредители!» Сам Чик их никогда не видел, но разговоры шли.

Раз был случай. Школьники пристали к одному приезжему, на вид – ну точно вредителю. Будто он – автор дурацкого рисунка. Чик шел тогда с дядей Колей. И дядя закричал им: «Нельзя!» и: «Сумасшедшие». Приезжий понял, что спасен. Он даже взял у дяди «справку»-разрешение. Милиционер не стал гнаться за «вредителем», поверил дяде.

И вот теперь Чик разоблачит вредителей. Он даже не стал играть в футбол, хотя его звали. Тем более там опять играла девчонка. Зачем она в мужской игре? «Фальшь!» Чик изучал буквы и хотел погонять мяч с Анести, Шуриком, Бочо. А потом вгляделся в картинку с конем, вчитался в строчки. И они стали оживать. Это была чистая поэзия, «поток чего-то горестного и прекрасного» о смысле жизни, о судьбе. И Чик понял, что Олег «оттуда» радуется за товарищей. «Слова засияли». Чик заплакал от наплыва чувств.

Он верил, что вредители есть, но теперь они «стали маленькими-маленькими». Он бросил искать «те слова». А тут еще тетушка позвала украинский борщ есть. Что ж, это можно. Ведь и дружина Олега пировала после всего, что произошло.

Читательский дневник по рассказу «Чик и Пушкин» Искандера

Сюжет

Александра Ивановна – учительница мальчика Чика. Он всегда чувствовал ее любовь, доброту. С ее помощью Чик полюбил литературу, Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина. У него есть друг Сева. Он тонко чувствует юмор и на уроках поглядывает на Чика. Актер Левкоев выбирает Чика на роль Балды из сказки Пушкина. Но Чик читает хорошо, а играет плохо. Роль отдают Жоре Куркулия. Чику остается играть задние ноги лошади. Зрителям, и Александре Ивановне, нравится «лошадь», не рада только тетя Чика.

Однажды вместо футбола Чик ищет в тетрадке шифр «вредителей», врагов Сталина. Друг Сева его там разглядел. И зачитывается «Песнью о вещем Олеге» Пушкина. Впервые он чувствует красоту и мудрость поэзии. «Вредители» отходят на задний план, и Чик бежит есть тетушкин борщ.

Отзыв

Смысл названия: мальчик «растет» душой, читая, слыша произведения Пушкина. Искусство делает его чище, будит добрые чувства. Пушкин близок Чику. В рассказе упомянуты «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Тема светлых и темных сторон советской жизни. Даже дети заражены духом подозрительности, поиском врага среди чужих и своих.

Образ сумасшедшего, но доброго и честного дяди Коли. Яркие образы сверстников Чика. Тема детства, призвания учителя, семьи, дома, дружбы, внутреннего мира ребенка, счастья, юмора. Рассказ учит любить жизнь, прекрасное, ценить близких и друзей, вечные ценности вместо ложных, благодарить учителей, наставников.

План «Чик и Пушкин»

  1. Александра Ивановна – любимая учительница Чика.
  2. Савельич из «Капитанской дочки» – любимец друзей Чика и Севы.
  3. Друзья вместе подмечают смешное.
  4. Забавные случаи из жизни класса.
  5. Чик проходит отбор на роль Балды.
  6. Артист Левкоев и его тяга к выпивке.
  7. Жора Куркулия, его груши, чача и талант.
  8. Чик играет «лошадь», Жора – Балду.
  9. Успех спектакля, радость всех, кроме тети Чика.
  10. Случай с ехидной библиотекаршей.
  11. Друзья ищут вредителей.
  12. «Песнь о вещем Олеге»: красота и боль поэзии.
  13. Вредители забыты.
  14. Чик – чуткий, любящий мальчик.

Вопросы к рассказу «Чик и Пушкин»

  1. Какую книгу читает детям любимая учительница Чика? («Капитанскую дочку» Пушкина)
  2. Что самое замечательное во внешности Александры Ивановны? (любящая улыбка)
  3. Какие качества Савельича по душе Чику? (преданность и добрая ворчливость)
  4. Как зовут лучшего друга Чика? (Сева)
  5. В какие моменты друзья в классе переглядываются? (когда им смешно)
  6. С кем дружила собака Севы? (со свиньей)
  7. Почему на роль Балды взяли Чика? (из-за громкого голоса, выразительного чтения)
  8. Был ли у Чика актерский талант? (нет)
  9. Кого в итоге сыграл мальчик в спектакле? (лошадь)
  10. На каком дереве сидел Чик, когда его нашла библиотекарша? (на груше)
  11. Почему тете Чика не понравился спектакль? (она ждала племянника в главной роли)
  12. Чему была посвящена «вредительская» тетрадь? (100-летию со дня смерти Пушкина)
  13. Какие стихи отвлекли мальчика от поиска вредителей? («Песнь о вещем Олеге»)
  14. Чем угостила тетя Чика в финале рассказа? (украинским борщом)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Фазиль Искандер – Чик и Пушкин на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.