Содержание:
Послевоенные годы. Река Сейм, где в омуте под Липино любил рыбачить рассказчик Иваныч. Там живет перевозчик, рыбак, его друг и однополчанин Акимыч. Воевали они в одной армии, «брали одни и те же польские и белорусские города». Обоих ранило. Акимыч был контужен. Как разволнуется – слова сказать не может. Иваныч не был на реке несколько лет. Вернулся – глазам не поверил. Обмелела, заросла. И заветный омут пересох.
Акимыча он нашел по дороге в школу, с лопатой. Он там за сторожа. А шел – хоронить куклу, над которой кто-то поглумился, вырвал глаза, сдернул трусики, истыкал сигаретой. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». А дети пример берут. И случай этот не первый. Много кукол он видит брошенных, изувеченных. И таких похожих на маленьких детей. И плачут эти куклы, как дети. После войны он смотреть не может на такое. «…Нагляделся я человечины». А другие не замечают. И учителя тоже. И чему учитель с глухой душой научит? Красоте, добру? Акимыч хоронит куклу как человека, глубоко в землю. И шепчет с болью: «Всего не закопать…»
Читательский дневник по рассказу «Кукла» Носова
Сюжет
После перерыва рассказчик фронтовик Иваныч приезжает к омуту на реке Сейм порыбачить. А омут обмелел. Его друг фронтовик Акимыч, перевозчик и рыбак, теперь за сторожа в школе. Они идут с лопатой к школе. Там брошена истыканная сигаретой кукла. Акимычу больно: она ж как ребенок. После войны тяжело на такое смотреть. А всем все равно. И учителям. Акимыч хоронит куклу, как ребенка.
Отзыв
В коротком рассказе поднято много проблем. И гибели природы по вине человека, и гибели совести в людях, и призвания педагога. Память о войне жива во фронтовиках. Остальные о ней подзабыли. Растут дети, которые ее не знали. Учат их учителя со слепыми душами. Тема войны и беспамятства. Кукла – подобие человека, символ счастливого детства и беззащитности детской жизни.
Рассказ учит сопереживать, помнить уроки войны, ценить жизнь, добро, красоту. Будит совесть, чуткость, сострадание. Последняя фраза Акимыча о том, что нельзя, тем более в одиночку, закопать «все»: зло в людях, ужасы войны и ее жертв, чужое «святотатство», собственную память. Ему кажется, что война не стала для людей страшным уроком.
План рассказа «Кукла»
- Речной перевоз на Сейме.
- Перевозчик и фронтовик Акимыч.
- Рыбалка однополчан у Липиной ямы.
- Рассказчик возвращается в знакомые места.
- Омута нет, реку не узнать.
- Акимыч – сторож.
- Изуродованная кукла возле школы.
- Равнодушие детей и взрослых.
- Похороны куклы, похожей на ребенка.
Вопросы к рассказу «Кукла»
- На каком омуте любили рыбачить Иваныч и Акимыч? (Липина яма на Сейме).
- Что сблизило рассказчика с Акимычем? (они однополчане, оба рыбаки).
- Какие города они брали с боями в войну? (белорусские и польские).
- Какое ранение перенес Акимыч (контузию).
- Каким видит Иваныч Сейм и омут спустя годы? (пересохшим, заросшим, без рыбы).
- Кем стал Акимыч в школе? (сторожем и садовником).
- Какая находка потрясла Акимыча? (изувеченная кем-то кукла).
- Кого напоминает Акимычу кукла? (детей, жертв войны).
- Чье равнодушие особенно ранит фронтовика? (учителей).
- Почему Акимыч роет для куклы настоящую могилу? (кукла – символ ребенка, убитого человека).