Содержание:
Глава 1
Петербург, конец 1990-х годов. Рассказчик – Антон Антонов, ученик 7 «Е» класса гимназии. «Е» – класс коррекции. У всех ребят какой-нибудь диагноз. Восьмого класса для них не будет, придется уходить. Их классная руководительница – немолодая Клавдия Николаевна. С просьбой о «милосердии» она приводит в класс новичка Юру Малькова, мальчика с ДЦП на инвалидной коляске. Он садится с Пашкой Зориным, «дурачком» с кулачищами.
Глава 2
Юрка, 12-летний улыбчивый голубоглазый паренек, болен с детства. Ходить он вообще-то умеет. На костылях. И в школе ему нравится.
Глава 3
Одноклассники Юрку не дразнят. Да и Пашка его в обиду не дает. А ученики других классов смеются. Но Юрке нипочем: он и сам умеет смеяться над собой. И материться отучил. И вообще слишком «нормальный» для класса коррекции. В чем его секрет? В этом классе каждый «по-своему урод». Вот и Юра тоже. А Антон, к примеру, тут за «хулиганство».
Глава 4
Юрка приглашает ребят на домашнюю вечеринку. Родители не против. Антон усмехается, представляя таких гостей в маминой коммуналке.
Глава 5
За столом Антон разглядывает собравшихся. Многие впервые в приличном доме. Вот замкнутая красивая Стеша, кокетливая Маринка, нерешительная Витька (Вика), смешливый Таракан, добрый Пашка, неуклюжий Митька (у него с Витькой любовь), полуслепой художник Мишаня, родители Юры – пожилые, душевные люди.
Глава 6
У класса новый учитель географии Сергей Анатольевич. Наверно, недолго продержится. Хотя пока ребята дурачатся и игнорируют его почти по-доброму. Им не до географии. Каждый подрабатывает, как может.
Глава 7
Юра открывает Антону свою тайну. Оказывается, мальчик умеет попадать в параллельный мир, где он здоров. Остаться там он и рад бы, да родителей жалко. И потом, можно ли жить в таком мире всегда? Они идут туда вдвоем. Вокруг лето, кабачок, жители, лошади. И вдруг этот мир рушится.
Глава 8
Оказывается, дело в «гипервозбудимости» Антона. Он «развалил» красивую летнюю картинку. «Столкнулись» желания Юры и Антона – и исполнились вот так.
Глава 9
Циничные парни из «элитных» старших классов заглядываются на молчаливую Стешу. Одноклассникам ее жаль. Она не сможет за себя постоять.
Глава 10
В классе переполох: Митькина мать куда-то ушла, а в доме младенец. Девчонки по очереди дежурят у Митьки. Мальчики приносят вещи младших братьев-сестер.
Глава 11
Таракан вступается за мать, его избивает пьяный отец. Ребята навещают его в больнице.
Глава 12
Юра с Антоном опять путешествуют по неведомому миру. Там вечное лето, красивый замок с «заколдованной принцессой», мирные жители. Антон предлагает взять сюда ребят из класса. Пусть порадуются.
Глава 13
Уговорили сходить в новый мир Мишаню. А Стеша с испугом отказалась. Она и так живет в своем «мире». В это же время географ воюет за ребят с завучем. Просит объединить классы, смешать ребят. Разве они «брак, некондиция»? Почему их нельзя водить на экскурсии?
Глава 14
Юра и Антон приводят ребят за гаражи. Отсюда лежит путь в новый мир. Они исчезают на глазах удивленного хулигана Димы Димуры.
Глава 15
Антон встревожен: в том мире есть оружие. Не всем тут место. Друзья видят Пашку и Витьку. Ему – лет пять, она – нарядная милая девочка. Рядом женщина, видно, их «мать». Вот о чем мечтали эти двое. Мишаню они не нашли. Но знали, что тут его глаза здоровы. Более того, он научился попадать в этот мир и без помощи Юры.
Глава 16
Время идет. Таракан возвращается в школу обозленный. Митька напивается. Витька сидит с ребенком. А географ ведет желающих на экскурсию.
Глава 17
Антон с Маринкой слышат, что Клавдия Николаевна говорит географу о классе. Что все не так плохо, для учеников особые программы, их тянут. Что Витьки вообще нет в списках. Она просто ходит с Митькой. И ее оставили. «Школа – всего лишь слепок с общества в целом», всюду «разделение на классы», на успешных и не очень.
Глава 18
Юру чудом берут на экскурсию в Эрмитаж в автобус для маленьких богатеньких учеников из «А» класса. У него там приятель Вадик.
Глава 19
Антон отказывается посещать другой мир. Боится себя, своей непредсказуемости, агрессии. Не хочет там все испортить.
Глава 20
Мишаня признается, что влюблен в «принцессу из замка». И это – Стеша. Но какая-то другая. Юра болен. Но в параллельном мире не прячется. Решил больше жить в реальности.
Глава 21
Пропала Стеша. Ее обманом увел из школы Димура и продал каким-то парням. Одноклассники ищут ее вместе с географом.
Глава 22
Ребята хотят разобраться с похитителями по-мужски. Антон просит о помощи Мишаню: пусть идет в параллельный мир и отыщет там Стешу-принцессу.
Глава 23
Ребята прорываются в дом, где удерживают Стешу. Но их забирают в милицию. Тогда Антон и Юрка идут «сражаться» в параллельный мир.
Глава 24
Юрка слишком измотан, не может идти. Антон верхом на лошади в одиночку отправляется к замку.
Глава 25
Выясняется история Стеши: ее не поделили разведенные родители. Отец, военный, даже стрелял в кого-то, препятствуя увозу дочки. И она замкнулась в себе. Только поэтому она в классе коррекции. Как и Антон. Раньше он учился в «Б» классе. Но он «псих», дикий. Хотя по характеру герой, лидер. Но теперь боится себя и уходит в тень.
Глава 26
Антон видит Мишаню и Стешу на высоком карнизе замка. Значит, они смогли убежать. Только вот беда: Мишаня в этот раз он тут полуслеп. Зато в реальном мире стал лучше видеть и слышать.
Глава 27
7 «Е» расформировали, его больше нет. Стеша спасена и живет в реальности. А Юрка умер. Ребята навещают его убитых горем родителей. Антон выдает им тайну сына. Уверяет, что Юра сейчас в том мире. А Витька оставляет им в утешение младенца Милку. Лучших родителей для девочки не найти.
Читательский дневник по повести «Класс коррекции» Мурашовой
Сюжет
В 7 «Е», классе коррекции, новый ученик: Юра Мальков, мальчик с ДЦП на инвалидной коляске. Здесь ребята из неблагополучных семей, с диагнозами, изгои в школе, но с добрым сердцем и совестью. Географ и классная руководительница верят в ребят. Лучший друг для Юры – Антон Антонов, умный паренек с «гипервозбудимостью» и нервными срывами. Юра ведет Антона, Витьку (Вику), Мишаню, Пашку в параллельный мир, где исполняются мечты. Он там здоров, Антон отдыхает душой, Мишаня хорошо видит, а у Пашки с Витькой появляется добрая мама.
Ребята и наяву, и в новом мире вызволяют из рук негодяев одноклассницу красавицу «принцессу» Стешу. Девушка замкнулась в себе после того, как разведенные родители «делили» ее со стрельбой. Спасенная Стеша вновь в контакте с миром и людьми. Борьба с негодяями подрывает здоровье Юры. Он умирает. Витька отдает его безутешным родителям Милку, малышку из неблагополучной семьи. Жизнь разводит друзей: их класс распускают.
Отзыв
Повесть о милосердии, настоящей дружбе, храбрости, борьбе с собой и злом в классе коррекции, где ученики – изгои со всей гимназии. Тема призвания учителя. Сила класса – в сплоченности, бескорыстии, взаимовыручке. Повесть учит сражаться с обстоятельствами, не терять надежду, сопереживать, судить людей не по внешности или статусу, а по поступкам.
Вопросы по повести «Класс коррекции»
- К какому времени относятся события повести? (1990-е годы).
- В гимназии какого города учатся герои? (Петербург).
- О чем просит учительница, представляя ребятам нового ученика? (о милосердии).
- Каким в классе коррекции кажется новичок Юра? (слишком нормальным).
- За что в этот класс попал рассказчик Антон? (за хулиганство, неуправляемость).
- Кто понравился Антону на вечеринке Юры? (родители мальчика).
- Из каких семей большинство учеников класса? (неблагополучных, неполных).
- Каково имя самой красивой и замкнутой ученицы? (Стеша).
- Как зовут учителей, которым была небезразлична судьба ребят? (Клавдия Николаевна и Сергей Анатольевич).
- Чем, кроме учебы, заняты ребята? (подработкой).
- В каком мире Юра здоров? (в параллельном).
- Кому Юра хочет помочь стать счастливее, пригласив в свой мир? (одноклассникам).
- Как ребята относятся к бедам друг друга? (сочувствуют, помогают).
- Кто влюблен в принцессу и бросается на ее спасение? (Мишаня).
- Что повлияло на психику Стеши? (дележка девочки разведенными родителями).
- Какие качества помогли ребятам победить в реальном и параллельном мирах? (сплоченность, неравнодушие, чуткость).
- Кто из героев умирает в финале истории? (Юрка).
Анализ повести «Класс коррекции»
Отношения в гимназии те же, что и в обществе в целом. Детей делят на бедных и богатых, успешных и нет, нормальных и не очень, здоровых и нет. Выживает страна, а с ней и самые беззащитные. Взрослые могут как помочь ребятам, так и погубить своим равнодушием, навешиванием ярлыков, дурным примером. Касается это и отношений в семье. У многих героев нет взаимопонимания с родителями. Они чувствуют себя ненужными, поэтому объединяются, чтобы выжить.
В повести сильна тема призвания учителя. Он должен не только учить, но и воспитывать, вести в жизнь. Тема ухода от реальности в воображаемый или параллельный мир, где каждый чувствует себя нужным, счастливым. Семиклассники побеждают трудности добротой, сочувствием, дружбой, бесстрашием, взаимовыручкой. Они учатся понимать себя и других, искать место в жизни. Ясно, что ребята не забудут уроки добра и справедливости, полученные в классе.