Дмитрий Лихачев – Письма о добром и прекрасном:
Краткое содержание

Из предисловия

Добро (правда) и красота понятны человеку из любого народа. Обращаясь к молодому читателю, автор показывает, почему каждый из нас, и общество в целом, должны идти путем добра.

Письмо 1. Большое в малом

Для того, кто честен и стремится к какой-то великой цели, нет мелочей. Он не делает подлостей, чтобы достичь успеха. Безнравственность поговорки «цель оправдывает средства» доказал Раскольников. Нельзя творить «добро» через кровь.

Письмо 2. Молодость – вся жизнь

«Друзья приобретаются в молодости». Привычки молодости остаются на всю жизнь. Любовь к труду тоже. И стыд за плохие поступки. Хорошая молодость – залог достойной старости. Словом, «береги честь смолоду»!

Письмо 3. Самое большое

Цель жизни – в увеличении добра вокруг, ради счастья людей. И маленькое, и большое добро одинаково важны. Ребенок должен расти патриотом, но не националистом. «Мудрость – ум, соединенный с добротой». Нужно быть верным своим принципам, жить по совести.

Письмо 4. Самая большая ценность – жизнь

Ценна жизнь твоя, чужая, живой природы и культуры. Надо уметь видеть хорошее во всем, не жить пустяками, только бытом.

Письмо 5. В чем смысл жизни

Без цели, принципов, идеалов, достоинства жить нельзя. Нужно прожить так, чтоб не было стыдно. То есть, без эгоизма и вранья, с умением признавать и исправлять свои ошибки.

Письмо 6. Цель и самооценка

Какая главная цель у человека, таков и он сам. Да, нужно думать и о себе, но карьера и деньги не главное. Ведь если человек потеряет то и другое, то жизнь его будет разрушена. А добро, любовь к людям, стране, польза профессии (к примеру, врача) неуничтожимы.

Письмо 7. Что объединяет людей

«Забота скрепляет отношения между людьми». Родители о детях, а дети потом – о пожилых родителях. Но заботиться, быть неравнодушным надо и к людям вообще, стране, ее культуре, памятникам. «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто». Уступить место в транспорте – уже добро. И неважно, если людям добрый кажется глупым.

Письмо 8. Быть веселым, но не быть смешным

«Бойтесь быть смешным, и старайтесь быть скромным». Веселый – не значит шут. Если у вас проблемы, не срывайте зло на людях. Берегитесь «комплекса неполноценности»: он толкает на зависть. Помните: вы не идеальны, да этого и не нужно. Уважайте других, умейте слушать, будьте просты и искренни.

Письмо 9. Когда следует обижаться?

Обижайтесь только тогда, «когда вас хотят обидеть, намеренно обижают». А если доля правды в словах человека есть, на что же обижаться? Также неумно обижаться на мелочи.

Письмо 10. Честь истинная и ложная

Честь истинная – всегда в согласии с совестью. А вот «честь мундира» бывает ложной. Нельзя идти на принцип в плохих или спорных вещах, стоять до конца из упрямства.

Письмо 11. Про карьеризм

С детства человек учится ради своего будущего. И пусть это будет не только построение карьеры, на которую тратится жизнь и портятся отношения с людьми.

Письмо 12. Человек должен быть интеллигентен

«Интеллигентность равна нравственному здоровью». И она не столько в образованности, а в любви к знаниям, уважении, терпении, мудрости, тяге к прекрасному и хорошему.

Письмо 13. О воспитанности

Начать нужно с самовоспитания, и отношений в семье. Воспитанный человек везде одинаков: и дома, и на работе, и в магазине. Нужны не просто «хорошие манеры», а неравнодушное, бережное отношение ко всем и всему.

Письмо 14. О дурных и хороших влияниях

Молодому человеку естественно поддаться влиянию, хотеть одобрения друзей. Надо только не поддаваться дурному влиянию.

Письмо 15. Про зависть

«Завидуете – значит, не нашли себя». Будьте собой!

Письмо 16. О жадности

Жадность унижает, разрушает отношения, порабощает ум.

Письмо 17. Уметь спорить с достоинством

В спорах видно, кто уважает людей и себя, а кто нет. Умейте выслушать, возражать, не обвиняя.

Письмо 18. Искусство ошибаться

Ошибся – работай над ошибками, не падай духом.

Письмо 19. Как говорить?

Язык – часть нашей личности и поведения в жизни. Речь должна быть спокойна, без грубостей, жаргона.

Письмо 20. Как выступать?

Выступайте по-доброму, и так, чтобы слушатели понимали, что вам не все равно, самому интересно.

Письмо 21. Как писать?

В одних работах нужна образность, в других (научных) хватит простоты, понятности, точности мысли.

Письмо 22. Любите читать!

Читайте с интересом, не торопясь, не только для школы. Выбирайте с умом, перечитывайте и классику, и современную литературу.

Письмо 23. О личных библиотеках

В такой библиотеке должно быть только лучшее, не на один раз.

Письмо 24. Будем счастливыми

Счастливый человек любит Родину, близких людей и просто людей, свое дело, все, что «сделано с душой».

Письмо 25. По велению совести

Эти письма – не инструкция. Учитесь сами ходить дорогами добра и правды.

Письмо 26. Учитесь учиться!

Без знаний, образования нет в жизни пользы. Любите учиться, пока молоды, найдите в любом предмете какую-то радость.

Письмо 27. Четвертое измерение

Знайте и храните историю своей семьи, города, народа.

Письмо 28. Быть вместе

Игра – вещь воспитательная, которая сплачивает людей.

Письмо 29. Путешествуйте!

Путешествуйте по своей стране, и чужим странам, по улицам родного города. Думайте, узнавайте, мечтайте.

Письмо 30. Нравственные вершины и отношение к ним

«В народе самое главное его идеалы», лучшее. Русский характер известен добротой, открытостью, терпимостью. А недостатки есть у всех.

Письмо 31. Круг нравственной оседлости

Воспитание привязанностей начинается в семье. Хорошо знать историю своей семьи, беречь могилы предков. Отсюда родится любовь к народу.

Письмо 32. Понимать искусство

«Жизнь – самая большая ценность человека». Через искусство ярче всего воспринимается история человечества. Судить об искусстве нужно искренне. Учитесь пониманию, в том числе, народного искусства.

Письмо 33. О человеческом в искусстве

Искусство дорого человечными, трогательными деталями.

Письмо 34. О русской природе

Приволье и простор нашей природы исстари ценится в русской культуре. Именно в такой обстановке создавался национальный характер с его широтой души, свободолюбием, удалью.

Письмо 35. О русской пейзажной живописи

Тончайшая передача смены времен года – примета русской живописи.

Письмо 36. Природа других стран

В родной природе – душа народа. Ее надо беречь. У каждой страны своя красота.

Письмо 37. Ансамбли памятников искусства

Каждая страна чем-то славится, у каждой есть «единство народа, природы и культуры». Это достояние надо беречь.

Письмо 38. Сады и парки

Добрый человек веками облагораживает природу. Сады и парки – часть культуры.

Письмо 39. Природа России и Пушкин

Через русскую природу (имения, где бывал и жил) поэт понял русскую жизнь, характер, саму Россию.

Письмо 40. О памяти

Культура и совесть основаны на памяти. Мы обязаны беречь это богатство.

Письмо 41. Память культуры

Наша общая цель – сохранить культуру предков, их памятники. Современность не должна их губить.

Письмо 42. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Нужно сберечь не только отдельное историческое здание, но и подлинный культурный, природный ландшафт вокруг него.

Письмо 43. Еще о памятниках прошлого

Патриотизм воспитывается через любовь к корням, родному краю.

Письмо 44. Об искусстве слова и филологии

Чтобы приобрести богатство души, необходимо любить словесную культуру своего и других народов.

Письмо 45. Космический Эрмитаж

Не стоит замыкаться только на национальном, еще есть общечеловеческое, космическое.

Письмо 46. Путями доброты

Нужно жить не только для себя, но и других, служить добру, какому-то хорошему делу. Счастье – делать счастливыми других.

Читательский дневник «Письма о добром и прекрасном» Лихачева

Сюжет

46 писем, обращенных к молодежи. Главное в них: человек должен ставить перед собой достойные цели, служить добру, а значит, другим людям, оставить по себе хорошую память. Такой человек любит свою семью, школу, город, страну, историю, с уважением и интересом относится к чужой культуре. Он везде одинаково интеллигентен: дома, на работе. У него есть любимое дело. Он неидеален, но отзывчив, прост, искренен, умеет слушать, спорить, красиво и точно говорить и писать, любит учиться, читать, дорожит идеалами и друзьями юности. Он и ценит, хранит культуру своего народа, и помнит, что принадлежит к общей семье человечества.

Отзыв

Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью.

Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учит жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Дмитрий Лихачев – Письма о добром и прекрасном на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.