Содержание:
Действие первое
Помещица Простакова распекает портного Тришку. Кафтан, который он пошил, мал ее единственному сыну, пятнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Собирается целый семейный совет. Простаков старается угодить грозной супруге, и наугад предполагает, что кафтан «мешковат». Тарасу Скотинину, ее брату, кафтан и вовсе нравится. Обновка нужна к сговору Скотинина с сиротой Софьей, дальней родственницей Простаковых. Уже полгода она живет в доме Простаковых, а те усердно надзирают за ее имением. Впрочем, у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и не подает о себе вестей. Скотинин льстится на приданое Софьи, особенно на тучных свиней. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.
Софье приходит письмо от дяди. Простакова требует прочесть письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал Богу душу, а письмо любовное, от офицера. Никто в семействе грамоте не обучен, читать его поручают постояльцу в доме, чиновнику Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и желает сделать Софью своей наследницей. Госпожа Простакова мгновенно меняет план: теперь женихом Софьи будет ее сын Митрофан. Между тем, в деревню вошли солдаты на постой.
Действие второе
В доме Простаковых встречаются старые знакомые Правдин и офицер Милон. Правдин надзирает за злоупотреблениями помещиков, которые дурно обращаются со своими крепостными. Милон признается, что влюблен, но не знает, где сейчас находится его любимая. Она осиротела, и ее в какую-то деревню увезла родня.
В комнату вдруг входит Софья: она и есть возлюбленная Милона. Софья с усмешкой рассказывает Милону, что ее сватают за Митрофанушку. Чтобы избавиться от натиска Простаковой, Софья прямого ответа не дала и обещала поступить так, как велит Стародум. К разговору присоединяется Скотинин. Он называет Софью своей невестой и узнает, что у него появился соперник – племянник Митрофан. Мимо проходит с няней Еремеевной отлынивающий от учебы Митрофан. Скотинин хочет его отлупить, но няня заслоняет собой «дитя». Следом появляются Кутейкин (недоучившийся семинарист, дьячок) и Цыфиркин (отставной сержант). Первый учит недоросля читать и писать, второй – считать. Есть еще Вральман, учитель французского и прочих наук.
Лентяй Митрофан угрожает матери, что утопится, если его будут так нагружать учебой. Простакова бранит Еремеевну, что не «впилась в харю» братцу Скотинину. Все ждут прибытия дяди Стародума.
Действие третье
Первым Стародума встретил Правдин. В разговоре Стародум вспоминает деятельные времена при Петре Великом, и завет отца, которому он сам всю жизнь следует: «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Простаковых он зовет «животными» без души. Делится он с Правдиным и случаем из своей жизни, после которого вышел со службы в отставку. Его приятель, граф, между прочим, после объявления войны не загорелся желанием послужить Отечеству, а уклонился от похода. После победы графа наградили чином, а раненого в бою Стародума обошли. Был у него и короткий опыт придворной службы.
К беседе присоединяется Софья, «утешение старости» дяди. Пусть Софья изберет себе достойного жениха, а уж деньгами дядя им поможет. Разговор прерывается появлением Простаковой со Скотининым. От драки их с трудом удерживает Милон. Стародума забавляет эта сцена. Когда узнают в приезжем дядю Софьи, все домочадцы выстраиваются в очередь, чтобы обнять «отца родного», «бесценного гостя». Дядя объявляет, что долго не загостится: утром же они вместе с Софьей отбудут в Москву. А там он ей подыщет жениха. Все присутствующие в замешательстве, включая Софью и Милона. Стародум добавляет, что выбор за девушкой.
Простакова уговаривает сына показать перед Стародумом свою ученость. Однако Митрофанушка стоит на своем: «Не хочу учиться, хочу жениться». Учителя принимаются натаскивать недоросля по своим наукам. В дело вмешивается Адам Адамыч Вральман, учитель французского. Он отлынивает от ученья не хуже своего ученика. Учителя считают, что немец Вральман даром ест свой хлеб и вообще заслуживает взбучки.
Действие четвертое
Стародум застает Софью за чтением книги. Они беседуют о добродетелях человека, и о нравах, царящих в обществе. Знатность, богатство и чины хороши, если обладающий всем этим человек не потерял совести. Все в жизни идет от семейного воспитания: если родители не ладят – какой пример они подают детям? Беседу прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума поласковей отнестись к его племяннику Милону, который квартирует со своей командой как раз в тех местах.
В этот момент входит Правдин, чтобы представить Стародуму своего друга Милона. Офицер восхищает старика своей честностью и прямодушием. Милон в избытке чувств просит у него руки Софьи. Она сама подтверждает, что Милон – и есть ее жених. Этот счастливый момент нарушает появление Скотинина. Он смешит Стародума претензией на руку Софьи. Являются и Простаковы с сыном – и все за тем же, за согласием на брак Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит проэкзаменовать ее сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Всем претендентам не терпится узнать: на кого пал выбор Стародума. Однако он всем сообщает, что девушка «уже сговорена» за хорошего человека. И завтра в семь утра они покинут этот дом.
Действие пятое
Правдин делится со Стародумом новостью: он получил разрешение взять деревни и людей Простаковых под защиту, если помещица не исправит свой скверный нрав. Шум прерывает их беседу. Простакова подхватилась спозаранку и приказала силой вести Софью под венец с Митрофаном. Милон освободил девушку от этих притязаний. Возмущенный Правдин обещает наказать всю семейку по закону. Простаковых обуял страх. Софья великодушно прощает их. Также поступает и Стародум: «Не хочу ничьей погибели». Правдин слышит угрозы Простаковой слугам – и предъявляет ей бумагу, по которой дом и деревни ее переходят под опеку государства.
Сбитый с толку Скотинин уезжает, наконец, домой. Простакова заклинает об отсрочке – Правдин неумолим. Но решает помочь ей рассчитаться с учителями, перед тем, как отпустить их на все четыре стороны. Цыфиркин честно признается, что платы не заслужил: ученик его науку так и не осилил. За правду с ним расплачиваются Милон, Стародум и сам Правдин. Более ушлому Кутейкину же предлагают взять свое у самой Простаковой. Вральман оказывается бывшим кучером Стародума. На ту же службу дядя Софьи берет его вновь.
Правдин с чувством провожает своих друзей с «честными сердцами» до кареты. Уничтоженная Простакова ищет сочувствия у сына, а тот отталкивает мать. Та хлопается в обморок. Правдин решает, что этому «грубияну» пора пойти служить. Очнувшаяся Простакова стенает: «Отнята у меня власть! Нет у меня сына!» Стародум, уходя, замечает на это: «Вот злонравия достойные плоды!»
Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина
Сюжет
В деревне, в доме Простаковых полным ходом идут приготовления к свадьбе Скотинина (брата Простаковой) и Софьи (сироты, ее родственницы). Согласия девушки никто не спросил. Письмо от дяди Софьи, Стародума, рушит эти планы. Он скоро увезет ее в Москву. Но главное в другом: Стародум богат и все обещает отдать девушке. Властная Простакова забывает о брате и хочет выдать Софью за своего сына 15 лет, недоросля и лентяя Митрофанушку. Дом наполняется людьми: там живет чиновник Правдин, останавливается Милон (он и есть настоящая любовь Софьи), прибывает, наконец, и сам Стародум. Он видит насквозь все уловки Простаковых и хочет следующим же утром уехать с Софьей в Москву. Узнав поближе Милона, честного офицера, он с радостью благословляет племянницу на брак с ним. Скотинин получает от ворот поворот, как и другой претендент на приданое Софьи – Митрофан. Вместо учености он обнаруживает перед гостями свою глупость. Среди его учителей – дьячок Кутейкин, сержант Цыфиркин и немец Вральман, вовсе бывший кучер Стародума. В отчаянной попытке настоять на своем, Простакова рано утром велит силком доставить Софью в храм и обвенчать с Митрофаном. Милон препятствует этим планам. Правдин объявляет Простаковой, что ее дом и деревни взяты под опеку государства, чтобы ей впредь неповадно было самодурствовать. Даже сын отворачивается от нее. Стародум с Софьей покидают этот дом.
Отзыв
Комедия – зеркало эпохи, отражение отживающих старых порядков, мировоззрения. Конфликт корысти, невежества, злобы с гуманизмом, просвещением, подлинным патриотизмом. Тема талантливых и случайных людей в профессии (учителя). Тема воспитания нового дворянства, долга и чести, семьи, чрезмерной материнской любви. Человек без души, совести способен на любое преступление. Социальный статус не должен затмевать личность самого человека.