Чингиз Айтматов – Первый учитель:
Краткое содержание

Художнику всколыхнула душу одна история, он пишет картину на тему. В родном аиле Куркуреу ему с детства дороги тополя-близнецы «с певучей душой» на бугре под названьем «школа Дюйшена». Люди объяснили ему, что тут когда-то был сарай, а в нем школа. Учительствовал в ней комсомолец Дюйшен, теперь бородатый одинокий тихий старик, колхозный мираб и почтальон.

Взрослый рассказчик едет на открытие школы, построенной земляками. Самый почетный гость – академик Алтынай Сулайманова из Москвы. Пытались зазвать Дюйшена: ведь он, сам едва грамотный, учил их всех в детстве, но он передал поздравительные телеграммы и ушел. Теперь в аиле все образованные. Алтынай Сулаймановна, услышав о Дюйшене, вдруг смутилась. И уехала раньше времени в Москву. Если и «обиделась», то только на себя. И прислала рассказчику письмо. А в нем описан 1924 год, ей, сироте, 14 лет. И бедняк Дюйшен, обученный в армии грамоте, прислан устроить первую школу. Люди против учебы, они живут трудом, но дают согласие ради освободившей их Советской власти. А раз Дюйшен-учитель на зарплате, пусть сам устраивает школу. Он зовет девочек учиться. Забитая Алтынай, ободренная его теплой улыбкой, отдает школе собранные кизяки для топки. Она счастлива своим маленьким добрым делом.

Дюйшен «совершил подвиг»: открыл перед бедными детьми из глуши «новый мир». Они писали первые слова, узнали географию, историю, услышали о Ленине и революции. Алтынай училась лучше всех, учитель мечтал отправить ее учиться в город. Дети любили учителя за «человечность», за то, что он желал им светлого будущего, носил на себе через холодную речку. Богачи над ним смеются, бедняки советуют найти работу получше. Но для Дюйшена она – священный долг.

Весной злая тетка решила выдать Алтынай за приезжего грубого человека. Тогда Дюйшен позвал ее жить к доброму старику Караке и его жене Сайкал, у которых и сам жил. Вместе они посадили топольки на бугре. «И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная». Она беззаветно верит учителю, любит его, хотя и не признается. Но в школу врывается тетка с подручными, и силой забирает непокорную 15-летнюю «сучку». Дюйшен избит. Проданная теткой, она становится «второй женой», но вскоре Дюйшен с милиционерами забирает ее. А через пару дней сажает на поезд в город. Ей надо учиться. А он будет растить топольки. И обещает: когда ученая Алтынай вернется, увидит их большими и красивыми. Поезд отходит, учитель кричит ее имя, и видно, что он хотел бы сказать ей еще что-то важное…

Учась на рабфаке, она в письме призналась ему в любви. Дюйшен не ответил: не хотел мешать. В войну она тайком проведала тополя в аиле, а Дюйшена не застала: он ушел на фронт. Однажды, уже после войны, она обозналась, бросилась обнять похожего человека. Теперь у нее хорошая семья. Прошлое давно ее не тревожило. А в тот день в аиле ей стало стыдно и больно. Да и на почетном месте должен был сидеть Дюйшен, а не она. Простой человек заслуживает не меньше уважения, чем ученый. В конце письма Алтынай надеется, что новой школе в аиле присвоят имя Дюйшена. И она приедет еще, чтобы попросить у него прощенья. Потрясенный художник ищет сюжет для картины «Первый учитель». Такой, чтобы выразить жизнь Дюйшена, его борьбу. Может, стоит изобразить тополя, может, проводы Алтынай, или как учитель на руках несет ребенка через ледяную речку.

Читательский дневник по повести «Первый учитель» Айтматова

Сюжет

На открытие школы в родном аиле Куркуреу приезжают рассказчик-художник и доктор философских наук Алтынай Сулаймановна. Все чествуют Алтынай. Но ей стыдно: ведь на почетном месте должен быть ее любимый учитель Дюйшен. Комсомольцем он, сам едва грамотный, в 1924 году учил тут ребятишек. Под смех богачей, при общем равнодушии. Переносил детей в школу через холодную речку.

Он поверил в способности 14-летней сироты Алтынай, посадил с ней вместе два прекрасных тополя, спас ее с милицией от участи второй жены, отправил в город учиться, хотя втайне любил девушку, как и она его. Но он не хотел отвлекать ее от учебы. Она стала академиком, вышла замуж. И теперь хочет попросить прощенья у учителя, и надеется, что новую школу назовут именем Дюйшена. А художник хочет изобразить его жизнь.

Отзыв

Повесть о вечных ценностях: добре, любви, поиске смысла жизни, самопожертвовании, святом долге, борьбе за счастье вопреки всему, памяти. Учитель в одиночку противостоит обществу. Никто не приходит к нему на помощь, разве что сами дети, которых он готовит к светлому будущему. Он не только первый школьный учитель аила, но и первый учитель жизни, добра, благородства, чести, человечности.

Заслуги незаметного героя не оценили в аиле, сама Алтынай на время забыла о нем. Но дело его жизни говорит само за себя. Дюйшену почести не нужны, он честно исполнил свой долг. Повесть учит искать свое призвание, учиться, трудиться, помогать одаренным людям, быть бескорыстным, самоотверженным, благодарным, любящим, бесстрашным, терпеливым, скромным.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Чингиз Айтматов – Первый учитель на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.