Содержание:
Действие первое
Россия, усадьба отставного 60-летнего чиновника-холостяка Петра Николаевича Сорина. У него в гостях 43-летняя сестра, именитая актриса Ирина Николаевна Аркадина вместе с беллетристом Борисом Алексеевичем Тригориным, в возрасте чуть за тридцать. Его книги имеют успех с маленькой оговоркой: «мило, талантливо», но хуже Толстого, Тургенева или Золя.
В усадьбе живет сын актрисы – 25-летний Константин Гаврилович Треплев, начинающий драматург-любитель. Усадьбой управляет отставной поручик Илья Афанасьевич Шамраев. Он муж Полины Андреевны и отец 22-летней Маши. Машу без взаимности любит бедный учитель Семен Медведенко. Она же мечтает о Константине Треплеве.
Готовится премьера пьесы авторства молодого Треплева. Проходить она будет на свежем воздухе, на фоне озера, при восходе луны. Сам Треплев до безумия влюблен в исполнительницу главной роли – 18-летнюю хорошенькую соседку Нину Михайловну Заречную, дочку богатого помещика. Его чувство взаимно. Ее отец и мачеха боятся, что девушка пойдет в актрисы. Она же именно об этом и мечтает.
Треплев уверен, что мать его недолюбливает. Мало того, что он напоминает ей о возрасте, так еще на дух не переносит ее «святое искусство» – театр. Сын киевского мещанина, недоучившийся студент, Треплев был пустым местом для ее знакомых знаменитостей. А теперь она злится, что он отдал главную роль не ей.
Влюбленную Нину тянет «к озеру, как чайку». Впрочем, это не мешает ей критиковать пьесу любимого. Она абстрактная, сложная и без любовной истории. Треплев уверен, что в театре засилье простеньких жизненных историй, нужны пьесы со смыслом, о мечте.
Увидеть премьеру спешат 55-летний импозантный доктор Евгений Дорн и Полина Андреевна, явно к нему неравнодушная (хотя и жена Шамраева).
Трепетная Нина в белом одеянии изображает на сцене мировую душу, которой одиноко в пустоте Вселенной. Нет на Земли ни единого живого существа. К ней приближается пахнущий серой красноглазый дьявол. Его появление забавляет Аркадину, она отпускает шутку за шуткой. Треплеву досадно. Он криком останавливает спектакль.
Брат, Тригорин и Дорн упрекают Аркадину в предвзятости. Ей совестно, она хочет загладить свою вину перед сыном. Нина ничуть не расстроена срывом странного спектакля. Она с любопытством общается с Тригориным. Она представляла себе писателей иначе. А этот прост и любит половить рыбку. Впрочем, Заречной надо спешить домой.
Дорн хвалит пьесу Треплева, но Константину не до того: он не успел попрощаться с Ниной. Когда он уходит, Маша признается Дорну, что любит Треплева.
Действие второе
Треплев демонстративно пропадает на озере, ни с кем не общается. Между тем, в усадьбе гостит Нина: ее родня на три дня укатила в Тверь. Аркадина хочет съездить в город – управляющий не дает ей лошадей. В хозяйстве каждая лошадка на счету: все возят рожь. Оскорбленная Аркадина хочет немедленно уехать в Москву. Впрочем, конечно же, она останется.
Свидетельница конфликта Нина удивляется: знаменитости – те же люди. И плачут, и скучают, и днями рыбачат, как простые смертные. Ее мысли прерывает приход Треплева. Он убил чайку и принес ее Нине. Девушка морщится: опять какие-то сложные символы, намеки. Молодой человек хладнокровно объявляет, что скоро таким же образом убьет себя. Ведь он неудачник, и Нина его разлюбила.
Нина заводит разговор с Тригориным, завидует его яркой жизни, удаче, выпавшей ему. Но Тригорин не любит себя как писателя, славы не чувствует, знает, что его книги не очень-то и ценят. Юность у него была нервная, непризнанная, обидчивая. Затем пришла известность, а с ней необходимость вечно писать, каждую мысль и эмоцию печатать в книгах. Нине непонятен его скептицизм. Она все отдала бы за славу. Тригорин видит мертвую птицу. И тут же складывает сюжетик: свободную, как чайку, девушку, губит какой-то человек.
Действие третье
Прошло около недели. Атмосфера в доме накалена. Треплев хотел застрелиться, потом вызвать Тригорина на дуэль. Аркадина заторопилась увезти писателя. Она уверена, что дело в ревности. Сорин проницательно замечает, что причин несколько. В конце концов, молодой амбициозный человек заперт в деревне, с пустым карманом, мается от безделья. Аркадина понимает намек, но денег дать отказывается. Ее расходы и так велики. Деньги Сорина съедает усадьба.
Мать прощается с сыном. Вначале ссорятся из-за Тригорина, потом из-за Сорина, которому тошно в деревне. Аркадина понимает и этот намек – и дает тот же ответ: у нее денег нет. Расходятся они в слезах, примиренные друг с другом.
Маша успела сдружиться с Тригориным. Он узнал о ее безнадежной любви, о решении выйти за учителя. Нина приходит попрощаться, дарит Тригорину медальончик с указанием на строчку из его книжки. Заинтригованный писатель находит нужную книжку и читает искомую строчку: «Если тебе понадобится когда-нибудь моя жизнь, приди и возьми ее».
Взволнованный, Тригорин в открытую просит актрису отпустить его к Нине. Он не на шутку влюблен. Аркадина, обнимая ноги «надежды России», «таланта», умоляет не бросать ее. Он покоряется. Но перед отъездом сталкивается с Ниной: та завтра рвет с родными, бежит в Москву стать артисткой. Он просит ее, девушку «ангельской чистоты», о тайной встрече в московской гостинице.
Действие четвертое
Прошло около двух лет. Треплев по-прежнему пишет, даже получает гонорары из редакций журналов. Аркадиной все недосуг почитать – о чем он там пишет. Сорину 62 года, он заметно сдал. Чем он болен – неясно. Скорее всего, пришло время умирать, чего Сорину совсем не хочется. Он так мало хорошего видел в жизни. Писателем не стал, семьи не создал, и помирать вынужден в унылой деревне. Впрочем, он находит в себе силы шутить.
В усадьбе и Маша с мужем. Видно, что она его терпеть не может. А дома ее заждался ребенок. Она все еще влюблена в Треплева, и все еще уверена, что разлюбит, если перестанет с ним видеться. Между тем, в усадьбу вызвали Аркадину. Значит, Сорин и впрямь при смерти. Едет она не одна, а все с тем же Тригориным.
Доктор Дорн вспоминает Нину, спрашивает, что с ней стало. Треплев сухо отвечает, что какое-то время Тригорин жил и с ней, и с Аркадиной. Заречная родила ребенка – вскоре он умер. Великой артисткой она тоже не стала, играет с надрывом, фальшиво, и все больше в провинции. Треплев ездил за ней следом, но она не хотела его видеть. Впрочем, прислала несколько ласковых писем с подписью Чайка. Теперь она в городе, но отец ее на порог не пускает.
Гости заняты игрой в лото, Треплев один в кабинете. В окошко стучит Нина – он впускает ее. Он признается ей, плачущей, в любви. Нина удивляется: он должен ее ненавидеть, а не любить. Кроме того, пути их давно разошлись. Она узнает, что Тригорин в усадьбе. И говорит, что любит его всем сердцем, как и раньше. Хотя с ним Нина утратила веру в себя как в артистку. Он считал, что ей недостает таланта.
Теперь отступать поздно. Ей хочется отдохнуть, но надо терпеть. И расти в актерском плане – через боль. Треплев признается, что он в своем призвании не столь уверен. Кажется, не такой уж он большой новатор в искусстве. Нина уходит. Треплев не спеша рвет свои рукописи.
Управляющий напоминает Тригорину, что его просьба выполнена – чучело белой чайки изготовлено. Той самой, двухлетней давности. Тригорин не помнит, что просил о таком сувенире. В этот момент звучит отчетливый выстрел. Дорн идет взглянуть, в чем дело. Может, лопнул какой-то пузырек в его аптечке. Вернувшись, он шепчет Тригорину, что Аркадину надо увести. «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»
Читательский дневник по пьесе «Чайка» Чехова
Сюжет
Усадьба Сорина, чиновника в отставке. В гости заглядывает его 43-летняя сестра-актриса Аркадина с молодым писателем и любовником Тригориным. Ее сын Константин Треплев тоже живет здесь, в деревне. Хозяйство ведет властный управляющий Шамраев. При нем жена (она в связи с доктором Дорном), и дочка Маша (вздыхающая по Константину Треплеву). Сам Константин без ума от соседки Нины Заречной.
Нина желает актерской славы. Константин сочиняет для нее пьесу, но Аркадина насмешками срывает представление. Нина влюбляется в знаменитость – Тригорина. В отместку Треплев подает ей убитую чайку (девушка любила себя сравнивать с этой птицей). Тригорин считает, что это готовый сюжет для книжки: какой-то скучающий человек губит прекрасную, как чайка, девушку. Тайно от Аркадиной он вступает с Ниной в связь, потом бросает ее. Девушка теряет веру в себя, играет на сцене все хуже.
Спустя пару лет все участники истории вновь встречаются в усадьбе: Сорин болен. Даже Нина тайком видится с Треплевым. Он любит ее, а Нина страдает по Тригорину. После всего пережитого Заречная чувствует, что станет незаурядной драматической актрисой. Оставшись один, Треплев понимает, что у него такой веры в себя нет. Кажется, он вовсе не гений, как думал когда-то. Гости слышат выстрел – это застрелился Константин…
Отзыв
В названии пьесы – символ мечты, свободы, души. Картины из жизни русской интеллигенции – без идеалов, без иллюзий, без цели и пользы.
Утрата смысла жизни, тщетный поиск своего предназначения, самообман, тщеславие. Тема быстротечности времени, суеты, праздности, семьи, черствости близких людей, всех видов несчастной любви. Тема искусства, творца и творчества, их миссии в мире. Несовпадение мечты и реальности. Конфликт поколений, мировоззрений. Человек должен трезво оценивать свои возможности, ставить достижимые цели, быть готовым к испытаниям. Поддержка близких – основа любого успеха.