Случилось это «в старинное время». У одного кузнеца помощником был Ефим Дмитриевич, для всех попросту Юшка. Седой и изнуренный от чахотки, он всем казался стариком. На самом деле было ему лет сорок. Жил Юшка у хозяина на кухне, питался щами. Было у него и жалованье – 7 рублей 60 копеек в месяц. Куда оно девалось – непонятно. Вместо сладкого чая Юшка пил кипяток, годами носил дырявую одежонку, а валенки на зиму и вовсе у него были одни на всю жизнь.
Все настолько привыкли к маленькой фигурке, что он стал как деталь пейзажа. Вместе с ним начинали и заканчивали день – так исправно он ходил на работу, а потом возвращался с нее. А еще он был местным посмешищем. Детям нравилось безнаказанно глумиться над взрослым. Они знали, что в ответ на камни и толчки каждый человек злится. А этот лишь бормотал: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!» Он думал, что в детях нет злобы – их просто не научили любить.
И взрослые потешались над Юшкой, им пугали шалунов и лентяев. И дети знали, что, пожалуй, лучше учиться, чем стать Юшкой. Даже старики обижали Юшку. Сорвать свою досаду на «блажном» (блаженном, юродивым) – хоть какое-то облегчение. Не отставали и пьяные.
Всем мозолил глаза этот «непохожий» на обычных людей. Хотелось им понять, что у него в голове, где Юшка берет силы и смирение. Но он молчал. И за безответность его избивали. И Юшка думал, что в людях нет злобы, просто сердца у них слепые. И многим казалось, что зажился никчемный нелепый старик на свете. Но Юшка отвечал, что раз родители дали жизнь – надо жить.
Каждый год, в летнюю пору, уходил Юшка на месяц. А куда – толком никто не знал. Сам он всем говорил: то в деревню к родне, то в Москву к племяннице. Люди думали, что у него в захолустье есть такая же «лишняя» дочка, как он.
Шел тогда Юшка полями, лесами, и дышалось ему легко. Он был рад каждой травинке, букашке, «целовал цветы», слушал птиц. За спиной болталась котомка, а в ней – сэкономленные за год рублей сто.
Но однажды летом, истощенный вконец болезнью, Юшка остался в городе. И встретился ему вечером прохожий, человек веселый. Спросил, зачем Юшка, «божье чучело», небо коптит? Никакого проку от него, и глядеть на него всем скучно. И ответил Юшка, что родился пожить, как и сам «веселый прохожий». Оскорбился прохожий: разве Юшка ему ровня? И ударил. И удара того хватило, чтоб добить «старика» навсегда. Горлом хлынула из него кровь.
Отчего-то весь город пришел посмотреть на посмешище, хоронить его. Больше некого было толкать им и мучить. Впрочем, скоро его совсем позабыли. А однажды, уже к ноябрю, появилась в кузнице гостья. Большеглазая застенчивая незнакомая девушка. И спросила Ефима Дмитриевича.
И кузнец догадался не сразу, что ей нужен тот самый Юшка. Оказалась она Юшке «никто». Сирота, которую он пригрел, отдал в московскую семью, а после в школу. И ста рублей его хватало девчушке на весь год. Теперь она выпускница университета, врач. Ее заветная мечта – вернуть здоровье любимому и любящему Юшке. Но кузнец мог только отвести ее на могилку.
Она осталась в городе – лечить чахоточных без платы. Все звали ее дочкой Юшки. А с годами забыли, кто это и был такой, и что она ему и не родная дочка вовсе.
Читательский дневник по рассказу «Юшка» Платонова
Сюжет
Больной и слабый человек по прозвищу Юшка – местный чудак. Трудится в кузнице, живет на гроши. Чаю не пьет, вкус сахара забыл, одет кое-как. Смеются над ним и взрослые, и дети. И те, и другие нередко бьют. Но он на них не в обиде: они не умеют любить и жалеть. Летом он исчезает из города, идет к какой-то родне. И так годами.
И как-то раз это «чучело» сбил с ног прохожий. Чахоточный Юшка больше не встал, умер. А осенью его, Ефима Дмитриевича, искала девушка-врач. Оказывается, он берег каждую копеечку ей, чужой сиротке, на жизнь и учебу. Всю жизнь девушка прожила в этом городе, лечила чахоточных бесплатно. Прозвали ее дочерью Юшки, хотя его самого уже все забыли.
Отзыв
Рассказ учит состраданию, вниманию к каждому человеку. За неказистой внешностью может скрываться большая душа, за «маленьким человеком» – большие добрые дела. Тема добра, кротости, а еще – сердечной слепоты людей, живущих только разумом. Тема воспитания детской души, любви к природе, служения врача. Нельзя измерять ценность человека лишь успехом, отвечать злом на зло. Герой истории был для людей и укором их совести, и зеркалом для них. Эгоизм тупик, нужно жить в любви к другим людям.