Глава 1
Железнодорожный поселок. Родители 14-летней Ольги умерли в Гражданскую войну от тифа. Маленькая, тоненькая девочка не знает, «что ей делать дальше и как теперь жить». Несколько дней она хлопочет в пустом доме, как когда-то делала мать. Потом едет в поезде с добродушными красноармейцами, покормившими ее, к тетке Татьяне Васильевне Благих в волжский город.
Глава 2
Тетка с мужем Аркадием бездетны, но она выпроводила девочку, надеясь, что та уйдет. Но к ночи Ольга постучалась опять. Тетка злится, что ей обуза на шею. Пусть бы Советская власть сирот кормила.
Глава 3
Живут сытно: Аркадий – машинист поезда. Но тетке куска хлеба племяннице жалко. Переночевав, «ничья, сама себе своя» Ольга уходит оттуда куда глаза глядят. И прибивается к студенческому общежитию.
Глава 4
Дочку рабочего берут на курсы железнодорожников, дают койку в общежитии, стипендию вперед, кое-что из одежды. Ольга чувствует себя нужной, любимой Советской властью. Ее лучшая подруга – 15-летняя Лиза. Ольга боится, что эта волшебная жизнь кончится, ее прогонят. Лиза уверяет, что нет: ведь светлое будущее строить именно молодым.
Глава 5
Ольга перестала брать добавку в столовой: еда нужнее красноармейцам и рабочим, тем, кто уже сейчас делает жизнь лучше. Когда начались перебои с пищей и стипендией, она за еду мыла полы. Всем делилась с Лизой. Та училась – Ольга месяц работала нянькой маленького Юшки. Его отец жалел, что толковая девчонка так молода, не может войти в их семью. Была она и у тетки: муж у той загулял, и она подобрела к девочке.
Глава 6
По-матерински попрощавшись с Юшкой, 17-летняя Ольга с Лизой поступили работать на станцию Серьга. Так Ольга пошла по стопам отца: он тоже был при поездах. Иван Подметко выучил их водить паровоз. Однажды Ольга увидела воинский состав с «оборванными» вагонами. Виновник этого – теткин муж Аркадий. Дело шло к столкновению с другим паровозом. Ольга и Подметко взялись отогнать паровоз. Катастрофы избежать не удалось. Красноармейцы не пострадали, а Ольгу тяжело ранило. Думая, что умрет, она хочет увидеться с Юшкой. И «пусть за меня все люди живут». Но девушка выжила. «И живет до сих пор».
Читательский дневник по рассказу «На заре туманной юности» Платонова
Сюжет
В 14 лет Ольга осталась сиротой: отец с матерью умерли от тифа во время Гражданской войны. Она подалась на Волгу к тетке Татьяне и ее мужу-машинисту Аркадию Благих. Жадная тетка не приняла девочку. Ее, дочь рабочего, взяли на железнодорожные курсы, обеспечили стипендией, едой, койкой. На месяц с обеспечением стало туго – и Ольга нанялась в няньки мальчонки Юшки. Он полюбил ее как мать.
Ольга мечтает о светлом будущем, благодарна строителям его – солдатам, рабочим. На практике на станции Серьга машинист Иван Подметко выучил ее, уже 17-летнюю, и Лизу управлять паровозом. Однажды Ольга вместе с Иваном пыталась отвести паровоз от столкновения с армейским составом. Виновником опасной ситуации был теткин муж. Благодаря Ольге обошлось без гибели людей. Она вышла из больницы и прожила долгую жизнь.
Отзыв
Рассказ о людях, мечтавших на обломках старого мира, пройдя через революцию и Гражданскую войну, силами народа, построить светлое будущее. Мечтает о нем и юная героиня-сирота. Она готова отказать себе в необходимом, трудиться, отдать жизнь, лишь бы помочь победе Советской власти. Не родня, а новая власть позаботилась об Ольге, и чужой мальчик признал в ней мать. Человеку необходимо чувствовать себя нужным. Рассказ учит думать не только о себе, но и о других, бороться за общее, а не только личное счастье. Учит самоотверженности, взаимовыручке, любви к людям, учебе, труду, не сдаваться, быть благодарным, верить в лучшее.
Рассказ “Андрей Платонов – На заре туманной юности” полностью.