Содержание:
Тридцатилетний Вощев задумывался на заводе о смысле жизни и счастье людей в рабочее время, его за это уволили. Для всех смысл в труде, процессе, материальных вещах. Он идет в другой город. «Полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется?» Вощев чувствует, что будущее за детьми. Теми, кто родился в новое, советское время. Потому он просит ссорящихся мужа с женой «почитать своего ребенка», а войдя в чужой город, по-доброму завидует веселым пионерам.
Глядит на них и Жачев, безногий инвалид войны в тележке. Ему жаль, что свое отжил. Он планирует сжечь старый город (после постройки артелью общего дома для трудящихся), отбирает еду у местных «буржуев», чтоб тем меньше досталось. Но сам ест кашу с рабочими. Верит, что наука воскресит Ленина, и тот пойдет работать. Словом, страстно ждет и приближает коммунистический «рай на земле».
Вощева берут в артель мастеровых, роющих на пустыре котлован под дом для пролетариата. Чтоб люди жили сообща, а не каждый за своим забором. Инженер проекта Прушевский дает указания землекопу Чиклину, активисту Сафронову. Ход работ подгоняет председатель окрпрофсовета Пашкин. Землекопы копают, чувствуя свою нужность. Вощев и Козлов слабы как землекопы. Козлов рвется в руководители.
Сафронов заводит радио для этой несознательной «массы» людей, чтобы слушать сводки об успехах, а Жачев напоминает, что вся стройка идет ради детей, и лучше бы вместо лозунгов обогреть какую-нибудь сиротку. И Чиклин приносит в артель девочку Настю. В молодости он нравился ее матери. Теперь она умерла. Настя знает о Ленине, и буржуях, которых надо убить. Этот слабенький ребенок и есть новый человек. «Ничего хорошего она в жизни не видела». Чиклин и Жачев больше всех заботятся о ней. Дают ей пустой гроб под кровать и как ящик для игрушек. Но гробами приходят хозяева, нищие крестьяне. Сафронов врет девочке, что это буржуи.
Размеры котлована увеличивают в 6 раз. Все довольны. Козлов (уже начальник) с Сафроновым едут к беднякам, чтоб принудить вступить в колхоз имени Генеральной линии. Однако мужики их убивают. Чиклин клянется, что даже в одиночку, но довершит дело рабочего класса. Местный сельский активист назначает на место убитых Чиклина и Вощева. Люди в колхозе рассортированы. Церковь есть, с виду брошена, народ в нее ходит украдкой, потому что поп стал доносчиком.
Уже и лошади понимают пользу колхоза: ходят строем, сами пасутся. Но от ребенка активист слышит, про беду «сплошной коллективизации». Активист уверен, что ребенка запросто переделать. Вощев с Чиклиным сколотили плот. На нем всех несогласных отправили «в океан». Вздохнув, убив свой скот, чтоб не сдавать, мужики записываются в колхозники как на смерть. Пашкин торжественно ведет всех (тут и Жачев с Настей) в кузню: там главный батрак деревни. Седой медведь-молотобоец. Теперь у него хорошая жизнь. Миша показывает активу дворы, где живут кулаки.
А Вощев все мучается: колхозы, коммуна – это хорошо, а дальше-то что? В чем истина? Его настроения раздражают советскую власть. А тут еще Настя разболелась. А активисту наплевать. За такое гадство Чиклин его убил. Вощев тоже лупит мертвого болтуна. За то, что не дал ему смысла жизни. Настю никто не навещает, но раз все трудятся, то и ради нее тоже. После смерти девочки Вощев размышляет: «Зачем смысл жизни и истина, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью?»
Жачев, «урод империализма», горюя по девочке, уходит от котлована навсегда, чтобы убить «буржуя», бюрократа, театрала Пашкина. Чиклин хоронит Настю среди ночи. Могилку делает глубокую, чтоб ей там было спокойно. Последним с ней бережным прикосновеньем прощается седой медведь-труженик.
Читательский дневник по повести «Котлован» Платонова
Сюжет
Рабочего Вощева в 30 лет увольняют за поиск смысла жизни в рабочее время. В чужом городе его берут в артель, роющую котлован под громадный дом для всего пролетариата (бедняков). Вощев, как и землекоп Чиклин, роет и чувствует себя нужным. Он понимает пользу труда, колхозов, коммунизма, но они же средства, а не цель. Никто не может объяснить Вощеву смысл жизни, истину. Но даже инженер проекта Прушевский старается не думать о конце стройки, ему нравится процесс. Куратор стройки председатель Пашкин живет для себя, как буржуй.
Как и все (инвалид войны без ног Жачев, например), Вощев считает, что будущее за советскими детьми. Такими, как сирота Настя. Она с детства знает о Ленине и ненавидит буржуев. Ей жить в общепролетарском доме, строить счастье дальше. Но пока не все гладко. Несознательные мужики убивают активистов Козлова, Сафронова, проводивших коллективизацию. Потом, конечно, все в колхоз записались.
Главный труженик на селе – седой медведь-молотобоец в кузнице, бывший батрак у кулаков. Он тоже за народ, и за счастье для бедных детей. Когда Настя умерла от болезни, Вощев понял, что она и была смыслом и труда, и жизни, Жачев с горя пошел убить Пашкина, а Чиклин и другие – работать. С девочкой прощается даже рабочий медведь.
Отзыв
Повесть-притча о поиске людьми смысла жизни, строительства рая коммунизма на земле. Автор убежден в правоте социализма, но показывает жизнь, как она есть. Те, кто кто хочет жить только для себя, для героев враги. Настя – символ надежды, будущего народного счастья в одном доме для всех. Люди продолжают свой труд в ее память, и ради всех сирот.
Повесть учит думать не только о себе, но и о других, судить о людях по поступкам, а не словам, трудиться сообща, быть честным, целеустремленным, бескорыстным, отзывчивым, самоотверженным, благодарным, справедливым, не сдаваться, искать свое место и дело в жизни.
Анализ повести «Котлован»
Автор делит героев на тех, кто живет для себя (Пашкин, кулаки, активист), и тех, кто живет ради общей пользы (Жачев, Вощев, Чиклин). Котлован – символ будущего рая на земле, братства, счастья всех трудящихся. Для этого, по мысли героев, не жаль отказаться от рая загробного и Бога, частной собственности, эгоизма. Герои понимают, что им рая не увидеть. У этой стройки нет конца. Но она придает смысл их жизни.
Они чувствуют, что им не место в том раю: ведь они отравлены старым миром, его воспитанием. Поэтому сирота Настя – тоже символ. Она рождена в новое время, ей и строить дальше. С ее смертью труд не кончается. Медведь-молотобоец – символ терпеливого русского народа. Даже зверь радуется освобождению и дерзанию народа. Вощев слаб телом и духом. Но миллионы таких, как он, уже сила, рабочие руки. Поиск истины приводит его к мысли, что высший смысл всегда за будущим, детством.
Писатель верит, что новые поколения будут другими. Пусть люди в чем-то неправы (к примеру, в «сплошной коллективизации»): это не повод разочароваться в идее вообще. Повесть призывает к человечности, самопожертвованию, единству, идейности.