Татьяна начинает на «вы»: «Я к вам пишу, чего же боле?» Ей стыдно, но она первая признается Онегину в любви. Ей надо видеть его, хоть «редко», раз в неделю. Жить каждым его взглядом, умным словом, мечтать. Но он «нелюдим», в деревне и у Лариных ему скучно.
Она упрекает: зачем он вошел в ее жизнь? Она бы стала женой простого хорошего человека, жила бы семьей. И тут же ужасается: выйти за другого? Ни за что! «Я твоя». Бог свел их вместе. Он ангел-хранитель ее снов. Был рядом на молитве, с бедняками, которым она помогала. И будто обещал прийти за ней. И потому наяву она узнала его вмиг: «Это он!» Но, может, он не ангел, а демон? И пришел погубить ее, неопытную. Что ж, ради его любви она готова и погибнуть.
Ей одиноко в мире без друга. Если он ее не любит – пусть скажет правду. Ей будет больно, но так лучше. Она вновь переходит на «вы». Ей страшно перечитывать такое откровенное письмо. Но он честный человек, а значит, сохранит тайну ее сердца.
Анализ «Письмо Татьяны к Онегину» Пушкина
Письмо написано летом 1820 года. Татьяне 17 лет. Она пишет по-французски. Для нее этот язык привычней. Для XIX века такое письмо – нарушение всех приличий. Получается, что русская девушка-дворянка тайком от родителей первая объясняется в любви малознакомому мужчине. Если бы Онегин показал кому-нибудь ее письмо – вышел бы скандал, а девушка осталась бы без женихов.
Но у нее был пример из книжек. Героини ее любимых французских и английских романов такие письма писали. Она воображала себя одной из них. Да и Онегин для нее – ну прямо как герой романа. И Татьяна решила писать.
Текст похож на письма книжных героинь. Но любовные письма все одинаковы, что в книгах, что в жизни. Более того, чувства Татьяны точно не выдуманные, а искренние, глубокие. Она готова на все. Это ее первая любовь. Девушка крайне взволнована. Ее «вы» сбивается на «ты». Онегину легко понять, что в письме, даже не читая его. Девушка едва его знает, но уверена, что они – родственные души. В деревне, дома Татьяну никто не понимает, у нее нет защитника. Одним словом, ее судьба – в руках Онегина.
Размер – четырехстопный ямб со свободной рифмовкой. Эпитеты (неопытной, горького, верного, чудный), инверсия (не отдала я, сон тяжелый). Риторические вопросы (шепнул?) и восклицания (души!), умолчания (иное…), перечислительные градации (вся обомлела, запылала). Повторы (думать, не знала), антитеза (ангел или искуситель), анафора (не ты ль), метафоры (рассудок изнемогает, каплю жалости).