У ворот Мадрита расположились на ночевку Дон Гуан и его слуга Лепорелло. В город Дон Гуан хочет проникнуть тайно – ведь сам король его сослал за дуэль с командором Альваром де Сольва. Тогда Дон Гуан противника убил – и ссылка спасла его от мести семьи убитого. Лепорелло ворчит: хозяина опознают и будут неприятности. Но неугомонный волокита соскучился по андалузским красавицам. Они оказываются возле монастыря святого Антония – и Дон Гуан вспоминает, как добивался взаимности замужней и печальной Инезы, теперь уже умершей. А сейчас он спешит к актрисе Лауре. Монах принимает их за людей Доны Анны, вдовы того самого командора де Сольва. Она бывает на монастырском кладбище каждый день и молится об упокоении души мужа. Дон Гуан заинтригован и жаждет узнать прекрасную вдову поближе.
Между тем, в городе Лаура развлекает поклонников песней на слова Дона Гуана. Дон Карлос клянет и ее, и автора песни, убийцу своего брата. Когда все расходятся, Лаура просит Карлоса остаться. В этот момент в дом входит Дон Гуан. Карлос в бешенстве: он хочет и отомстить за смерть брата, и убить счастливого соперника. Дон Гуан шпагой закалывает Дона Карлоса. Его труп придется на заре тайно вынести и бросить на перекрестке.
После поединка он скрывается в монастыре – и ежедневно видит «прелестную вдову». Дона Анна принимает его за монаха. Она приходит к памятнику, где командор изображен грозным исполином, хотя в реальности таковым и не был. Однажды Дон Гуан выдает свои чувства и сознается, что он вовсе не монах и очарован красотой «ангела», посещающего гробницу. Дона Анна гонит его прочь – он уверяет, что готов даже умереть и лечь на этом же кладбище, чтобы быть к ней поближе. Тронутая его отчаяньем, Дона Анна разрешает ему навестить ее завтра, но в рамках приличий. Повеса называет ей свое ненастоящее имя – Дон Диего де Кальвадо.
Дон Гуан объявляет о своей победе Лепорелло – тот косится на статую сердитого командора. Счастливый повеса приказывает слуге позвать командора в гости на предстоящее свиданье. Лепорелло не по себе, тем более что статуя вдруг кивает в ответ. Сам Дон Гуан зовет командора посторожить « в дверях», пока он будет занят с вдовой. И вновь статуя склоняет голову, соглашаясь.
Назавтра в беседе Дон Гуан выясняет, что брак Анны был заключен не по любви, просто командор был удачной партией для бедной красавицы. Осмелев, он называет ей свое настоящее имя и признается в любви. Анна почти без чувств. Теперь она знает, что имеет дело с «безбожным развратителем». Дон Гуан красноречив как никогда: он готов подвергнуться любой опасности и умереть. И вообще, ничуть не жалеет о том, что прикончил командора. Дона Анна поддается его чарам, повеса уже выпрашивает поцелуй. Они договариваются о новой встрече. Дон Гуан прощается – и вдруг в ужасе бежит обратно: следом идет статуя командора. Дона Анна теряет сознание. Командор протягивает повесе руку – «пожатье каменной десницы» нестерпимо, Дону Гуану уже не вырваться: пришел его последний час. Вместе они проваливаются – будто сквозь землю.
Читательский дневник по пьесе «Каменный гость» Пушкина
Сюжет
Дон Гуан за убийство на дуэли командора де Сольва был в ссылке, но тайком вернулся в Мадрид. С ним – верный слуга Лепорелло. Они прячутся на монастырском кладбище, где Дон Гуан видит вдову убитого им командора, Дону Анну. Дон Гуан влюблен. Но попутно навещает актрису Лауру, где некстати встречает Дона Карлоса, который хочет отомстить за погибшего на дуэли брата. Они бьются на шпагах – Карлос убит. Под видом монаха повеса каждый день беседует с Доной Анной на кладбище. Однажды он признается ей в любви. Дона Анна предлагает встретиться у нее дома. Дон Гуан уверен, что любим – и зовет на свиданье статую мужа Анны: пусть в дверях охраняет счастье влюбленных. При встрече Дона Анна узнает, что ее любит убийца мужа – но она уже не в силах сопротивляться чувству. Назначена новая встреча, прозвучал прощальный поцелуй – внезапно на пороге появляется статуя командора. Дона Анна в обмороке. Командор властно пожимает руку Дону Гуану – и они вдвоем проваливаются, как будто в ад.
Отзыв
Дон Гуан нарушает и библейские заповеди, и запрет короля. За свои поступки человеку рано или поздно придется ответить. Более того они бумерангом отразятся на его судьбе. Горе обманутых, пролитая кровь призовут к ответу, даже на пороге счастья и успеха. Безнаказанность не будет вечной. Нельзя переходить границы дозволенного, идти против совести. Если не люди, то высшие силы могут покарать человека.