Молодой жизнерадостный пойнтер Джек потерялся, когда сопровождал кухарку Аннушку, но не запаниковал – ведь он знал дорогу домой. Только он хотел порычать на старого дога – как их обоих схватили собаколовы. Кроме старого циркового пуделя Арто («профессора»), таксы и изнеженной левретки, там были два бездомных пса, один – Бутон, другой – «фиолетовый» (испачкан краской). Оказалось, этот грубый дворовый пес и пудель не раз были на живодерне. Второго забирал хозяин за деньги.
Тут кормят собачатиной, а шкуры сдирают живьем – на перчатки. Все собаки в ужасе. Они хотят сопротивляться бесчеловечности людей. Пудель напоминает, что люди и для них изобрели намордники и цепи, и друг друга умеют притеснять. Например, часть из них захватила все богатства, а большинство – в нищете и бесправны. Но борьба бесполезна. Так уж устроен мир. Собачье счастье – если повезет попасть к доброму хозяину, который заберет от живодеров. И вдруг фиолетовый пес показал – в чьих руках (лапах) счастье: взял – и перемахнул забор. Распорол бок – но бежал на волю. И старик пудель понял, что ошибался.
Читательский дневник по рассказу «Собачье счастье» Куприна
Сюжет
Семь собак попали к живодерам. Здесь собак кормят собачатиной и живьем сдирают шкурки. Старик пудель Арто из цирка и «фиолетовый» (измазан в краске) дворовый пес здесь не впервые. Первого всегда за деньги успевал забрать хозяин. Новички – пойнтер Джек, такса, левретка, дворняга Бутон, дог рассуждают о собачьем счастье, о том, что надо бороться с жестокостью людей. Арто говорит, что люди не то, что собак сажают на цепь – но и друг друга притесняют, богатые и властные – бедных и покорных. Счастье собаки – быть собственностью доброго хозяина. Но фиолетовый пес доказал, что пудель был не прав: он перескочил забор и сам завоевал свою свободу.
Отзыв
Рассказ философский, жизненный: человеку не нужно сдаваться перед трудностями, поддаваться обстоятельствам, нужно брать судьбу в свои руки, действовать, идти против течения, рассчитывать на свои силы. По пословице: каждый человек – кузнец своего счастья. Автор имеет в виду, что и со странами, народами – точно так же. Рассказ учит бороться за себя, быть смелым, предприимчивым, активным, верить в свои силы, подавать хороший пример, бороться за справедливость.