«Это было какое-то беспрерывное пиршество». Именно в этот период Остап и Андрий увидели Запорожскую Сечь. Действительно, если не было военного похода, если на границах было спокойно, в этой «республике» из 60-ти куреней начиналась гульба. «Воля и товарищество» – вот что ценилось больше всего. Здесь были бурсаки-недоучки и выпускники Академии, офицеры, партизаны. В предместье торговали «жиды и татары». Только женщин близко не подпускали.
Каждый, кто прибывал на Сечь, отвечал утвердительно на три вопроса кошевого атамана, что во Христа, Святую Троицу верует, в церковь ходит. И перекрестившись, присоединялся к запорожцам.
Запорожцы не соблюдали посты, но молились все в одной церкви и готовы были защищать ее. Вора забивали насмерть, убийцу зарывали живьем вместе с гробом убитого.
Остап и Андрий охотились вместе с другими козаками, переплывали Днепр, и были приняты за своих. Однако Тарас хотел, чтобы они проявили «козацкую силу» в бою. Кошевой отказался идти бить султана – с ним поклялись поддерживать мир. Тогда Тарас Бульба вызвал козаков на площадь и те избрали в кошевые другого – старого Кирдягу. Возложили ему ком земли на голову, что тот с благодарностью принял. Тарас надеялся, что старый товарищ будет посговорчивей прежнего кошевого, и козаки пойдут на «дело».
